В Гаагу, в МУС, карету мне, карету!

16 березня 2017, 01:44
Власник сторінки
автор
0
В Гаагу, в МУС, карету мне, карету!

Какими полномочиями наделён международный суд в Гааге и почему Украина не ратифицировала Римский статут


Украина признала юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС), но не ратифицировала Римский статут, который является учредительным документом этого суда. Территориально МУС располагается в Гааге, но при необходимости заседания могут проходить в любом другом месте.

4 февраля 2015 г., Верховная Рада Украины подала Заявление № 145-VIII «О признании Украиной юрисдикции Международного уголовного суда о совершении преступлений против человечности и военных преступлений высшими должностными лицами Российской Федерации и руководителями террористических организаций „ДНР“ и „ЛНР“, которые привели к особо тяжким последствиям и массовому убийству украинских граждан».
Парламент, по Конституции, не наделен полномочиями брать на себя односторонние международные обязательства от имени Украины, и признавать юрисдикцию МУС. Заявление Рады, написанное в стиле требований к расследованию МУС, по преступлениям граждан России против Украины, не имеет юридической силы.

По Конституции Украины, за внешнюю политику, ответственны только президент Украины и Министерство иностранных дел. Признание Украиной юрисдикции МУС произошло на основании заявления, которое от имени Украины, в секретариат МУС предоставило Министерство иностранных дел, с санкции президента, за подписью министра иностранных дел, а не заявления ВР. Заявление МИД было написано юридически корректно. В нём Украина просит, а не требует от МУС рассмотреть именно ситуацию.
08 сентября 2015 г., Министр иностранных дел Украины Павел Климкин лично передал главе Международного уголовного суда Герману фон Хебелю заявление о признании юрисдикции суда. "Исторический момент. По поручению президента я в @IntlCrimCourt (МУС) сегодня вручаю заявление о признании юрисдикции МУС", — написал глава МИД в Твиттере. Он подчеркнул: "Украина признает юрисдикцию по преступлениям против человечности и военным преступлениям, совершенным с момента начала агрессии РФ".

Но, по уставу Международного уголовного суда, до вынесения его решения, министр иностранных дел Украины не имел права делать подобные заявления. Украина уполномочена только просить МУС рассмотреть ситуацию, по которой, в дальнейшем, в зависимости от доброй воли прокурора МУС, суд определит, кому предъявлять или не предъявлять обвинения.

Согласно Римскому статуту, есть три способа возбуждения дела в МУС:
1). Когда ситуацию, на рассмотрение МУС, передает государство-участник Римского статута.
2). Когда ситуацию передает Совбез ООН.
3). Когда прокурор МУС, по собственной инициативе, открывает дело.

Страна, без ратификации, с одним лишь признанием юрисдикции, не является стороной Римского статута, и не имеет тех прав, которые статут МУС резервирует за государствами-участниками. Юридические права государства признаются судом только с момента ратификации - даты вступления в силу Римского статута.

Признавая юрисдикцию МУС, Украина не получает полномочий передавать ситуацию на рассмотрение Международного уголовного суда. Она может лишь просить прокурора МУС рассмотреть ситуацию, после своего заявления, согласно пункту 3 статьи 12 Устава МУС, т.к. существенно урезана в правах.

На сегодня МУС не имеет юрисдикции расследовать преступления агрессии. В 1998 г., большинство государств настаивали, чтобы в Римский статут были включены преступления агрессии. Но у противников этого предложения (а это были, прежде всего, постоянные члены Совета безопасности) имелось достаточно предостережений, чтобы не допустить данного включения в Римский статут. А если нет определения, то нет и прав. Ассамблея, которая состоится в 2017 г., решит, наделять ли МУС юрисдикцией осуществлять расследование преступлений агрессии, или не наделять. Украина в этой Ассамблее участвовать не будет.

До сих пор, единственные суды, которые имели полномочия выносить решения по преступлениям агрессии, - это Нюрнбергский и Токийский трибуналы, после Второй мировой войны, когда агрессор был уже побежден. То есть, постфактум, уже после победы над побежденными. Сегодня у МУС появляется шанс принять решение о признании преступлений агрессии до того, как побежден сам агрессор. Но вряд ли будет легко предоставить полномочия данному судебному органу заниматься такими процессами, поскольку предусмотрена ещё важная роль Совета Безопасности ООН.

За международные преступления основная ответственность лежит на государствах. МУС вступает только тогда, когда государство не способно или не желает осуществлять свои обязанности. Каждое государство обязано преследовать виновных не зависимо от своих обязательств по Римскому статуту. Процесс, в отношении данных лиц начинается тогда, когда преступники переданы в МУС, в Гаагу. Варианты наказаний, предусмотренные Римским статутом, - это тюремное заключение, лишение свободы (максимум - 30 лет) или пожизненное заключение, и нет смертной казни.

Государство должно само арестовать человека и передать его в МУС. Если не ратифицирован Римский статут, то сделать это будет не просто. У Международного суда нет своей полиции, нет собственных средств для исполнения наказания. Все делается через сотрудничество с государствами-участниками, и зависит от них. Кроме того, МУС будет включаться лишь тогда, когда имеют место преступления огромного масштаба. В преамбуле Римского статута написано, что это те преступления, которые "шокируют совесть человечества". Поэтому МУС не будет заниматься большим количеством людей. В любом конфликте суд будет иметь дело с единицами преступников.

Исходя из положений Статута Конституции Украины, КСУ подтвердил, что Римский статут не соответствует ст. 124 Конституции. В своем заключении КСУ указал, что Статут может быть ратифицирован только после внесения в указанную статью дополнения, в соответствии с которым Украина признает Международный уголовный суд на условиях и в порядке, предусмотренных собственным Статутом. Ст. 124 и 125 Конституции Украины дают исчерпывающий перечень судов, которые могут действовать на ее территории. Статусы Европейского суда по правам человека и Международного уголовного суда разные – если первый является дополнительным инструментом защиты прав и свобод человека, то второй дополняет национальную юрисдикцию и может возбуждать уголовные производства только по собственной инициативе.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.