«…не писать негативных материалов об Украине» - Петр Порошенко.
8 сентября во всем мире отмечается как Международный день солидарности журналистов. Праздник был установлен в 1958 году по решению конгресса Международной организации журналистов. Выбор даты обусловлен тем, что 8 сентября 1943 года фашисты казнили в Берлине чехословацкого журналиста и литературного критика Юлиуса Фучика. Находясь в тюрьме, он успел написать книгу "Репортаж с петлей на шее", за которую в 1950 году был посмертно удостоен Международной премии Мира. После его гибели книга была переведена на 70 языков мира.
Журналистика во всем мире продолжает оставаться одной из самых опасных профессией. Почти во всех уголках планеты журналисты ежегодно подвергаются нападениям, иногда приводящим к смерти.
Украина в этом плане по всем показателям стала грустным лидером, свидетельствующим о преследовании и уничтожении неугодных власти журналистов. Свежий пример – гибель Павла Шеремета, расследование смерти которого, несмотря на все уверения правоохранительных органов, продвигается ни шатко, ни валко. В украинском обществе утверждается тоталитарное сознание. До западной журналистики потихоньку начинает доходить, что на Украине – в стране, перспективы которой принято было описывать исключительно в радужных красках, мягко критикуя за нерешительность в проведении экономических реформ, – происходит «что-то не то». А именно: превращение страны в бойню для журналистов и радикализация общественного сознания.
Буквально полгода назад материалы любых журналистов, призывавших взглянуть на происходящее в Киеве и окрестностях с другой точки зрения, с ходу объявлялись их западными коллегами кремлевской пропагандой. Однако убийства Павла Шеремета и после нападения на редакцию телеканала «Интер» в интонации даже наиболее лояльных к Киеву Средств массовой информации произошел перелом.
«Украинское правительство не может, и не будет защищать журналистов», - так, влиятельное издание Foreign Policy опубликовало статью, озаглавленную «Война против журналистов на Украине становится кровавой».
«Зная печальный рекорд Украины по расследованию насилия в отношении журналистов (имеется в виду убийство Георгия Гонгадзе, совершенное в 2000 году), украинский президент Петр Порошенко быстро объявил, что к расследованию (убийства Павла Шеремета) подключатся американские следователи из ФБР. Но спустя более месяца, расследование либо застопорилось, либо никогда не было первостепенным для властей. На сегодняшний день никаких арестов не было произведено, равно, как и не было объявлено, что в деле появились подозреваемые», – сетует автор материала Ян Бейтсон.
Автор Foreign Policy приводит множество примеров того, как на Украине преследуют журналистов и помимо сожжения редакции «Интера». На днях ножевые ранения нанесли сотруднице украинской редакции Forbes Марии Ридван, жестоко избили журналиста Сергея Головнева, журналисты Кристина Бердынских и Анна Немцова получали угрозы, а редакция «Громадське ТВ» подвергли атаке «троллей», которые пытались подорвать репутацию независимого телеканала.
Самых серьезных факторов, подтверждающих, что профессия журналиста стала на Украине смертельно опасной, Бейтсон считает существование сайта «Миротворец», который публикует личные данные иностранных и украинских корреспондентов, освещающих события в Донбассе. Сам министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что «сайт «Миротворец» является его союзником и имеет большее значение, чем жалобы «либеральных сепаратистов», сетует американское издание и отмечает, что реакцию Порошенко также нельзя назвать адекватной. Лишь после нескольких недель международного давления он наконец осудил действия «Миротворца», хотя в этом же заявлении сделал серьезный шаг назад – призвал журналистов не писать негативных материалов об Украине. До следующего логичного вывода, что «свобода слова» для украинских СМИ теперь выглядит именно так – «не писать негативных материалов об Украине», Бейтсон почему-то не доходит.
«Что стало ясно после убийства Шеремета, украинское правительство не может, и не будет защищать журналистов. Помимо неадекватной реакции со стороны властей, появляется все больше доказательств того, что силы в украинском правительстве работают на то, чтобы запугать СМИ. Если медиаклимат страны продолжит снижаться, это сорвет возможности Украины стать современным и открытым государством», – резюмирует Foreign Policy.
Институт массовой информации – неправительственная организация, работающая в Киеве зафиксировала 113 покушений на журналистов в Украине в 2016 году. Фактически Украина превратилась не просто в коррумпированное и опасное для своих граждан, а в авторитарное государство, где инакомыслие жестоко преследуется. Вот только функции контроля за единомыслием взяло на себя, не слабеющее украинское государство, а маргинальная часть общества, готовая применять насилие ко всем тем, кто «неправильно» освещает события в стране. Власть на такое либо не реагирует, либо негласно поощряет – как те же Геращенко и Аваков. А общество в целом либо не обращает на это внимания, либо вообще утратило понимание того, что информация не бывает «правильной» и «неправильной».
«Администрация Порошенко рассылает «своим» подданным темники, а теперь решено и вовсе предотвратить обнародование нежелательной информации. По сути, в Украине идет не просто наступление на свободу слова, а вводится мощнейшая цензура. Ограничивается работа медиа, и как следствие – право граждан на получение информации, - оценивает ситуацию украинский политик Владимир Олейник».
На пути к западной демократии Украина умудрилась забрести в глубочайшие дебри политической дикости, и шансы на то, что здоровые силы украинского общества сумеют найти оттуда выход, представляются на текущий момент крайне призрачными. И сколько еще журналистов погибнет или подвергнется нападению на Украине за то, что их новости покажутся кому-то недостаточно «правдивыми», предсказать невозможно.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.