Говорить о борьбе с коррупцией в Украине сложно. В том смысле, что само понятие «коррупция» в стране давно никого не пугает. Оно стало привычным явлением жизни.
И борьба со злом в Украине – странное явление, говорить о котором как о серьезном деле тоже сложно. Все заявляют о необходимости искоренить «заразу» и при этом каждый декламатор сам не раз становился объектом коррупционных скандалов.
На днях в Соломенский суд города Киева направили дело в отношении заместителя начальника отдела Национального антикоррупционного бюро Украины, которая подрабатывала в одном из европейских фондов тренером. В бюро она получала заработную плату, эквивалентную полутора тысячам долларов США, имела доступ к конфиденциальной информации. Таким образом она попалась на нарушении ограничений на совмещение службы с другими видами деятельности.
Случай можно считать анекдотичным. По сути дела стрельба по воробьям. Но он очень характерен для Украины, где часто борьба со злом оборачивается необходимостью борьбы с самим собою.
В этом плане любопытны свежие разборки между двумя ведомствами, которым по роду деятельности положено бороться с коррупцией. Речь о конфликте Генпрокуратуры, СБУ и НАБУ. Генеральная прокуратура и СБУ готовят ряд уголовных производств в отношении сотрудников антикоррупционного бюро.
По мнению депутата Верховной Рады Мустафы Найема, это не борьба против коррупции, а война уходящей элиты за наворованное. В СМИ тиражируются факты задержания спецназом НАБУ сотрудников генпрокуратуры и ответных действий, когда генпрокуратура по сути дела похитила и несколько дней удерживала двух сотрудников бюро. Некоторые эксперты склонны видеть в этих историях новый масштабный передел сфер влияния.
Национальное антикоррупционное бюро Украины создавали как государственный правоохранительный орган с широкими силовыми полномочиями. На него возлагается предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие коррупционных преступлений. Бюро образовал Президент Украины Петр Порошенко в апреле прошлого года и первые результаты работы ждали от службы уже через несколько месяцев после создания.
Задачей Национального бюро является противодействие криминальным коррупционным правонарушением, совершенным высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления и представляющим угрозу национальной безопасности.
В принципе схожие дела может и должна расследовать генеральная прокуратура. Два воина на одном поле, призванные бороться с одним и тем же, только мешают друг другу, неизбежно конфликтуя за сферы влияния.
Этому способствует и тот факт, что новое ведомство изначально было политически мотивировано расследованием коррупционных дел администрации Януковича. Этим же громогласно кинулся заниматься и новый генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. Помнится, его кандидатуру так болезненно и долго проталкивал в главное кресло ведомства сам Президент Петр Порошенко — кум Луценко.
Некоторым политологам в конфликте служб видится боязнь президента в нечаянном обнародовании фактов, свидетельствующих против главы государства. Никто не делал секрета из его биографии, касающейся работы Порошенко в составе правительства Януковича. Уже в те годы бизнесмен Петр Порошенко удачно совмещал личные интересы с государевой службой. Прошлое может больно ударить президента, а ему и так хватает скандалов с нереализованными предвыборными обещаниями, касающихся личного бизнеса и оффшорными махинациями. НАБУ неизбежно будет наталкиваться на эти факты, расследуя коррупционные схемы предыдущей администрации. Антикоррупционное бюро копается в опасном прошлом Президента.
И становится ясно, что организация коррумпированных схем на всех уровнях государственного управления выгодна нынешней власти. Связанная с отсутствием единого регулирования процесса взаимодействия государственных служб и представителей бизнеса, она приводит к созданию "схем общения под себя". Борьба с коррупцией на деле превращается в исключение возможности контакта представителей бизнеса с непосредственным исполнителем со стороны государственного органа. В итоге в каждом государственном органе "разрабатывается регламент", который считается удобным для конкретного руководителя и позволяет отработать коррупционную схему.
При желании раз и навсегда покончить с коррупцией можно, не занимаясь репрессиями против коррупционеров. Достаточно выбить почву у них из-под ног, элементарно занявшись цивилизованным администрированием. Для этого необходимо разработать стандарт доступа бизнеса к необходимой информации, предусмотреть возможность участия бизнеса в процессе принятия решения, относящегося к сфере его интересов, и ввести право на административное обжалование принятого решения. Но тогда бизнес станет в ряд равных по условиям и возможностям игроков, когда приоритетом станет не близость к верхам, а реальные деловые качества. Понятно, что ориентированный на получение исключительной прибыли бизнес президента страны в этих условиях проиграет.
Словом, клубок получается плотный и запутанный. Он выгоден президенту и его окружению, но бесконечно так продолжаться не может. За последние годы украинская экономика пришла в упадок. А чтобы сохранить такое число богатых силовиков, политиков и предпринимателей уже не хватает ресурсов. И неизбежно возникает очаг напряженности, развитие которого на примере противостояния ведомств под лозунгом антикоррупционной борьбы мы и наблюдаем.
Отсюда и вывод, что в Украине борьба с коррупцией давно стала общим местом, на котором толкутся все кому ни лень, и все кому ни лень стремятся сделать на борьбе с ней имя, сорвав свой куш. Именно так, например, можно расценить состоявшуюся 16 августа пресс-конференцию «Как уровень толерантности к коррупции влияет на экономические процессы в стране?». На ней в основном декларировались давно известные истины и процессы.
Например, говорилось о практически полном безразличии украинцев к коррупции как повседневному явлению жизни, без которой в стране ничего не работает. Говорили о необходимости изменить менталитет и сознание людей, их отношение к коррупции.
"Своей кампанией мы хотим призвать людей пересмотреть свои ценности и понять, что толерантность к коррупции разрушительна для государства. Таким образом мы стремимся создать запрос с низу для реформ", - резюмировали на конференции.
Методы перевоспитания предложены были соответствующие. Например, размещение соответствующих изображений на билбордах и ситилайтах в городах по всей стране, ролики на радиостанциях, банеры на сайтах. Верхом агитации, видимо, станут антикоррупционные комиксы, которые будут распространять среди молодежи.
Заработать на этом можно, но результат борьбы с коррупцией скорее всего будет нулевой.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.