American Psychological Association (APA) пришли к выводам, что вера понижает способность человека принимать осознанные решения, и потому ее следует рассматривать наравне с психическим заболеванием.
Американские эксперты пришли к выводу, что сильные религиозные переживания могут вызывать у людей чувство тревоги, эмоциональный стресс, галлюцинации, психозы и пр. В очередной раз американцы обнаружили луну или, как говорят на Украине, «наша пісня гарна-нова – починаєм її знову». На этот раз им удалось обозначить то, что называется фанатизмом и одержимостью. Не носи их исследования столь заказной характер, возможно, не проскользнула бы мимо взора одна значительная деталь: не обязательно верить в высшие силы – с ума может свести слепая, неправильная вера. А может, ученых самих подвела излишняя самоуверенность и неоправданная поспешность, характерная для амбициозных американцев?
Не проводя грани между болезнью духа, например, состоянием фанатизма, приравниваемого исследователями к религиозным убеждениям, они, видимо, не установили критерии нормы и патологии. То, что природа человеческой психики не всегда поддается лечению, вовсе не означает, что все ее разнообразные отклонения должны признаваться как норма, а нормальное душевное состояние расцениваться подчас как отклонение от нормы, поскольку оно не вписывается в «мнение подавляющего большинства», которое может «давить» на традиционные моральные устои всего человечества. Ведь человеку дарована Богом свобода выбора и путеводитель в виде Заповедей, которые надежно защищают личность от пагубного внешнего воздействия и любого поражения души – психики, если только человек хочет сознательно жить в гармонии с Богом и добровольно сотрудничать со Спасителем, понимая, что это необходимо и неизбежно. Если он ставит перед собой задачи, цели, способы жизни не только в материально-мирском плане, но формулирует их для себя с позиции очищения и выздоровления души для того, чтобы в вечной жизни стать «совершенно здоровым и абсолютно счастливым». Поэтому нам приходится делать выбор. Как будто мы все время работаем на фабрике жизни за станком принятия решений. Либо во благо себе и людям, в созидание и добро, либо в ущерб себе и людям, в разрушение и во зло.
Человек сам, не по принуждению, решает, смотреть ли ему, например, порнографию на телеканале 1+1 или переключиться на другой, безвредный канал (или вообще выключить телевизор). Неужели большинство телезрителей не смущает вид абсолютно голого парня перед камерой (часть кадра скрыта уже мною), которого демонстрирует человек в белом халате? Это норма или отклонение? Или отклонение, возведенное в норму и ставшее стилем и ноухау канала 1+1 – придавать любой порнографии видимость авторитетного мнения.
Уже порядком поднадоели зрителям ТСН разоблачительные сюжеты от сладкой парочки – журналиста Гальченко и эксперта- религиоведа Согана. Где один, там и второй, чем не 1+1? Правда, с недавних пор в их творческом союзе появился третий-не-лишний-третий-запасной в лице вечно меланхолического «экс» Георгия Коваленко. Прям «союз пера и звонкой ризы»! Теперь они втроем льют грязь на Православную Церковь, и причину такой одержимости не разгадать, видимо, даже нашим психиатрам, не говоря об американских.
Что общего у этого метросексуального боя с библиотечной молью? Разве что – один мозг на двоих: кто-то один пишет тексты, а второй их озвучивает. Что один, что второй привычно выдает собственные предположения и домыслы за неоспоримые факты. (Маленькое уточнение о роли Киевского Патриархата в межправославном диалоге. Она настолько малозначительна, что на нее уже мало кто обращает внимание и не рискует брать в расчет эмоции каких-то там самозванцев в Киеве, тем более, когда на кону стоит первый за тысячу лет Всеправославный Собор). Вовсе не Константинопольский Патриархат, а спикер Киевского Патриархата Евстратий Зоря опровергает неправильную, по его мнению, интерпретацию слов Варфоломея. Оно вполне понятно и объяснимо, так как с подачи УПЦ они звучат для Киевского Патриархата не совсем лицеприятно. Но что толкает человека, называющего себя религиоведом, на преднамеренное искажение ссылки на источник? Тоже (вернее, тот же) патологический стиль, которым заражены, как чумой, все СМИ со слабым иммунитетом?
Можно продолжать врать у себя дома, собираясь за столом, искать несуществующую запятую, но это не поможет дезавуировать факт того, что вся излитая из эфира ненависть к тому, что якобы угрожает спокойствию авторов, – не более чем параноидальный психоз от ощущения ненужности, отверженности, «неприглашенности». А это уже медицинская патология.
Американские ученые оказались правы в том, что вера куда сильнее человеческого опыта и, если она коренится вне Церкви, она несет угрозу для психики. Материалом исследования стали адепты харизматичных самообразованных религий, постигающих опыт духовного общения только человеческим разумением, а еще точнее, скудоумием. Ведь для того, чтобы вера не приобрела характер религиозного фанатизма, душа должна озаряться и питаться Святым Духом по мере покаяния в грехах и посредством церковных таинств всю свою жизнь! Быстро преобразиться человек не может: для духовного созревания нужно время и терпение. Это же не как в цирке – хочу фокус-покус, или в фильме – хочу монтаж! В истинной Церкви при правильном исповедании вера не довлеет над человеческой свободой выбора и стремлением к критичному познанию истины. Это не может быть рискованно и опасно при условии, если человек сверяет свою жизнь с Заповедями и уповает во всем на великий Божий промысел. Опасным вероисповедание становится тогда, когда человек не учится смиренномудрию, а подчиняет все свои стремления и порывы ненасытной гордыне, выстраивает свою жизнь вокруг собственного «Я». Отсюда и расстройства, и депрессии, и психозы, и патологии.
Лишь те, кто из-за ненависти к Церкви закрывают в себе путь к участию Божьего промысла и родительского попечения Господа, реально рискуют быть обманутыми лукавым и оказаться затянутыми не в рыболовные сети апостола Петра, а в различные секты, или, чего хуже, заразиться атеизмом или оккультизмом. Поэтому выводы американских экспертов являются поверхностными, близорукими и поспешными. Они – лишнее исключение, подтверждающее правило. Правило веры и образ кротости, столь чуждое, несимпатичное, непосильное тем, кто не познал величайшую радость жизни – быть с Богом, иметь живое Богообщение в храме и отличать истинное от поддельного.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.