Власник сторінки
главный редактор журналов Деньги и Корреспондент
В журнале Деньги: У нас тут пачка новостей – и все о прогнозах
Мы в очередной раз несколько недель трудились над тем, чтобы наши читатели получили самые качественные на рынке прогнозы на новый год. Надеемся, что и в этот раз нам это удалось. Что вообще происходит-то?
После тщательной очистки от наносного осталось ровно три фактора, которые, на наш взгляд, повлияют на ситуацию в украинской экономике.
Фактор № 1. Мы на него никак влиять не можем. Это – мировые рынки. Нас уже пару лет пугают надвигающимся кризисом, грандиозным обвалом сырьевых цен (Украина – экспортер сырья) и оттоком нерезидентских спекулятивных денег из Украины, но середина декабря принесла некую определенность в это все. В Британии победили на выборах в парламент консерваторы, и теперь Брексит пройдет по максимально спокойному из всех возможных сценариев. США заключат с Великобританией крутое торговое соглашение, образуется работающий на англосаксонских принципах огромный североатлантический рынок (ну и Канада туда тоже, да).
США в рецессию не свалятся – Дональду Трампу надо подойти к осени-2020 с сохранением экономического роста, потому что у него планы остаться на второй срок. ФРС будет заливать экономику дешевыми долларами, рост не прервется. Вашингтон, похоже, таки заключит торговое соглашение с Пекином – это позитивно повлияет не только на США, но и на крупнейшего покупателя сырья – Китай. Так что тут ожидания умеренно оптимистичные.
Фактор № 2. Это – давление со стороны РФ и просто риск полномасштабных военных действий на востоке, севере и юге. К сожалению, на этот фактор мы тоже не можем влиять. Это – черт из табакерки.
Фактор № 3. Денежно-кредитная политика Нацбанка. Мы вырастили очень мощный центробанк, с огромными полномочиями, совершенно независимый от правительства. Ему б квалификации побольше, и это не только мое мнение, а, к примеру, председателя совета НБУ Богдана Данилишина. Но, увы – насколько плохи последствия – читайте журнал. Если вкратце, то политика Нацбанка представляла собой взвинчивание учетной ставки до заоблачных высот, удерживание экономики на голодном денежном пайке. Отсюда масса проблем у госбюджета, промышленности, экспортеров и внешней торговли.
Собственно, во время четвертого ежегодного оглашения макроэкономических прогнозов на 2020 год от группы Ukraine Economic Outlook (UEO) и состоялась бурная дискуссия: а как влияет политика НБУ на курс и темпы роста экономики. Там было обнародовано два сценария: первый со смягчением политики НБУ, а второй – с ее продолжением в жесткой форме. Продолжение означало бы, по мнению авторов UEO, приход курса к середине года в диапазон 22–23 грн./долл. с последующим движением к 26,5 на конец года. По моему мнению, это слишком оптимистично: отскок в таком случае мог добить и до 28–30 грн./долл., потому что сейчас у нас на рынке сжатая донельзя пружина.
Увы, на момент обнародования доклада еще не стало известно, что НБУ пересмотрит с 13 декабря свою политику – снизит учетную ставку до 13,5%, пообещает более активно выкупать валюту на межбанковском рынке. Да и вообще – будет двигаться к учетной ставке около 8%. Примерно такую политику учитывал второй сценарий от UEO – смягчение политики НБУ. В этом случае в начале 2020 года прогнозируется постепенное и очень плавное снижение курса гривны до 27,7 к концу года. Что очень близко к наиболее вероятным сценариям «Денег». И означает среднегодовой курс гривны 26,5–27 грн./долл., что почти совпадает с курсами, которые закладывают в свои бюджеты несколько крупных корпораций-экспортеров, от которых «Деньгам» удалось получить эти данные на условиях анонимности.
Итого: год может оказаться весьма недурным, если политики не накосоворотят.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.