В этом году Славе исполнилось бы 50... 18 ноября справедливость восторжествует: впервые в Киеве пройдет концерт памяти Вячеслава Хурсенко, организованный его друзьями и близкими.
Когда в 1998 году Слава Хурсенко предложил мне стать его пресс-атташе, я не удивилась. Довольно закрытый для прессы человек, Слава мало кому доверял. На тот момент его хит "Соколята" уже был довольно известным, а самому Хурсенко прочили славу артиста №1 в Украине. Узнаваемый, сильный, очень мужской, голос, песни, каждая из которых запоминаема и мелодична. 9 из 10 песен -- безусловные хиты. Равных Хурсенко не было. Объективно. Другое дело -- раскрутка, которая с самого начала "пошла не так". Хотя кассеты с альбомами Хурсенко разметались в считанные часы. И один чиновник, помнится, предлагал 200 долларов за кассету Славика, которую попросил в подарок его начальник. А их просто не было у него. Все разобрали, новых не напечатали...
Славы не стало 8 сентября 2009 года. Погиб нелепо: на рыбалке случилась диабетическая кома, а рядом никого не оказалось...
Долгое время шли разговоры о вечере памяти Хурсенко в Киеве. Спонсоры не торопились, друзья не рисковали... И, наконец, в этом году мы решили провести такой вечер. При жизни у Славы так и не случилось сольника в Киеве. Можно считать,что это первый... И песни, которые мы знаем и любим, споют украинские артисты. Одну из самых щемящих песен отца исполнит Мария Хурсенко.
В 1998 году я взяла первое интервью у Славы. Это было очень весело, будто встреча старых друзей. Хотя до этого мы даже не были знакомы.
Читайте, друзья. Здесь он искренний и настоящий...
И приходите на концерт 18 ноября в Октябрьском дворце в Киеве.
Такое вряд ли повторится еще раз...
УВИДЕВ МОИ ИЗРАНЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ, МАМА ПОРВАЛА СТРУНЫ ГИТАРЫ
-- Слава, расскажи, каким ты был ребенком?
-- Родился я в Днепропетровске. Хорошо помню себя совсем маленьким.
Если в трамвае маме не уступали место, запросто мог сказать: "Дяденька, вы не могли бы уступить моей мамочке место? У нее очень болят ручки меня, такого тяжелого, держать".
Я был очень искренним парнем: мог на ровном месте даже расплакаться от обиды. Уезжая из пионерлагеря, рыдал, потому что расстаюсь с друзьями. И уже тогда своей игрой на гитаре покорял сердца пионерок. Очень любил танцевать -- учился по видеороликам, фильмам.
Особенно мне нравилось, как танцует Африк Симон. После фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К." я скопировал его танец -- киномеханик по моей просьбе крутил этот отрывок восемнадцать раз.
-- Когда ты почувствовал, что музыка -- твое призвание?
-- Когда родился (смеется).
Гитару я освоил самостоятельно еще в восемь лет. Ее купила мама, а потом сама порвала струны, потому что мои пальцы были все изранены и это мешало занятиям в музыкалке, где я играл на виолончели и фортепиано.
Причем даже моя учительница не догадывалась, что все сонаты на виолончели я воспроизвожу не по нотам, а на слух. В 14 лет начал писать песни, но держал это в
тайне. А когда пел их в компании, все думали, что это из репертуара Юрия Антонова, который всегда был моим кумиром. Я никогда не был тщеславным и до 21 года своего
творчества не афишировал. Зато переиграл весь репертуар "Машины времени", "Землян" и Антонова.
-- Куда ты пошел после школы?
-- Скорее, меня "пошли". В девятый класс не пустили. Директор школы сказал, что я
плохой мальчик и должен учиться в ПТУ. Быть сантехником -- "королем дерьма и пара"? Носить эту ужасную форму?! Не-ет, я бы не перенес этого. С горя уехал к
бабушке в Ковель, там мне сказали: "Поступай в медучилище, будешь доктором". Я подал документы и даже написал на "5" диктант. С математикой -- сложнее. Я протянул свой билет какому-то отличнику впереди себя -- на, мол, решай. Он был против... Пришлось припугнуть: ну, говорю, собака, я все равно поступлю, а тебе придется несладко. Поставили "4". А с тем отличником мы потом подружились... Экзамены я
сдавал в основном с помощью задушевных бесед с преподавателями за бутылочкой "сухарика". Просто приезжал к ним домой и "сдавал".
-- Откуда у студента деньги на "сухарик"?
-- Я зарабатывал с 14 лет, причем физическим трудом. В медучилище занимался штангой и мне надо было как-то сбрасывать энергию. Мы с товарищем часов за восемь загружали вагон картошки и получали 80 рублей в неделю.
-- А почему не музыкой, в ресторане?
-- Да кто бы меня туда взял? В четырнадцать лет я выглядел на десять, только голос
был низкий -- и все... Самое смешное, что я все-таки чуть-чуть поработал фельдшером в ткацком СПТУ, где были одни девчонки. Они шли косяками с одной и той же
просьбой: "Дайте справку, що я не можу ходити на "фізру", бо в мене дєла". Я краснел, бледнел и не мог отказать. А потом меня вызывал директор: "Ви ж якось слідкуйте за ними, бо на фізкультуру вже ніхто не ходе, і всі з вашими справками".
Я БЫЛ ГРУЗЧИКОМ В ФИЛАРМОНИИ
-- Но когда все-таки музыка стала своей профессией?
-
- Началось все в областной филармонии, куда, кстати, в то время было непросто попасть. Вначале работал там грузчиком, потом вокалистом на подпевках, а затем...
пародистом -- Антонова, Кузьмина, Родриго Фоминса я делал один к одному. Но потом эти гастроли и гостиницы "достали" мой желудок, и я вернулся в ресторан, где у меня уже была своя публика. Пел свое, а ребятам говорил, что это "свежак" Антонова. Со
мной работали изумительные музыканты, фанаты своего дела. Тратили кучу денег на аппаратуру. Если у меня падал микрофон, я всю ночь не спал, переживал. Ресторан --
проверка для музыканта: там твой заработок зависит только от качества работы. И хотя многие лабухи считают, что работа в кабаке под стук вилок для них позорна, на самом деле именно в ресторанах я встречал самых лучших музыкантов. Они, кстати, если бы не спивались, могли бы дать фору многим нашим "зіркам".
-- Чьи песни тебе нравилось петь больше всего?
-- Я очень любил Розенбаума, особенно "Вальс-бостон". Даже когда я был "в пополаме", а меня будили и просили "спеть бостон за полтинник" (по тем временам!),
я делал это автоматически. У нас в Луцке был один, прямо скажем, небедный парень: он заходил и с порога заказывал "бостон", но просил, чтобы я пел "на ковре из желтых
листьев в платьице крутом". Он всегда дарил своим девушкам дорогие подарки и не хотел, чтобы платьице в песне было простым.
-- Дальше ресторана твое творчество не распространялось?
-- Ну почему же? Я продолжал писать песни. В частности, для Ларисы Канарской, которая взяла второе место на конкурсе в Юрмале. Сам я никогда не лез в конкурсы.
-- А как же фестивали "Червона рута", а потом "Золотой шлягер" в Могилеве, где ты взял второе место?
-- Не поверишь, я поехал туда только, чтобы встретиться со знакомым из Москвы по
поводу раскрутки, поработать в ночных клубах. На участие в конкурсе меня подвигла все та же Лариса Канарская. Неожиданно для себя я стал призером, еще и получил триста долларов.
ИНОГДА Я ЖАЛЕЮ, ЧТО НАПИСАЛ "СОКОЛЯТ"
-- Трудно было начинать работу на профессиональной сцене?
-- Легко. Я привык к сцене. Хотя для многих желание попасть туда порождает такую
пробивную силу и энтузиазм, которые мне и не снились. При этом они не стесняются фальшиво петь, не считают нужным знать репертуар советской эстрады. А это же такая база! Это как гаммы для пианиста.
-- Многие твои песни настолько прочувствованы, что кажутся автобиографическими.
-- Просто я настолько вхожу в образ, что ничего вокруг не вижу. Наверное, это
состояние близко к наркотическому -- когда ты уже не ты, а твой герой. В жизни я
совершенно другой, и многие, узнав меня ближе, не могут поверить, что все эти
серьезные песни написал я. Все считают меня легкомысленным и неспособным на
большие чувства. А это не так. Я могу потерять голову от любви.
-- Да уж, герой твоих "Соколят" может вышибить слезу и у мертвого.
-- Я иногда жалею, что написал эту песню. Люди думают, что это меня бросила жена и
я остался с двумя детьми. Подходят, спрашивают: "Как там ваши соколята?" Жалеют
меня, бедного. На самом деле прообразом этого героя был мой друг. (Василий Зинкевич. -- прим.авт).
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.