НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПРО МУЖЕНКО И НАЗАРОВА

01 листопада 2016, 20:13
Власник сторінки
0
63

Рассуждения и выводы о патриотизме командиров

Я – офицер Вооруженных Сил Украины. Считаю, что тоже имею право (а если быть откровенным, - это право уже давно накипело) высказать свою позицию и несколько разбавить негативную риторику на военную тематику.

Сразу оговорюсь, цель публикации – не очернить кого-то и не обелить, а  немного пролить света на происходившее и связанное с ним нынешнее.

Очень часто бывает досадно за государство, за структуру, где я более двух десятков лет прослужил, как и стыдно за наше общество, которое иногда злорадствует на фоне любых неудач и на этой волне требует принесения жертв, в том числе из числа тех, на кого совсем недавно возлагало надежды на спасение.

О чем это я? В четырнадцатом году, когда мы, не успев очнуться от аннексии Крыма, получили войну на Донбассе, надо было очень оперативно спасать ситуацию. Картина была весьма не радужная: руководство большинства силовых структур сигануло в Россию, их бывшие подчиненные (в первую очередь правоохранительных органов на юге и востоке) либо переметнулись на сторону сепаратистов, либо не спешили действовать в защиту закона, ожидая прояснения ситуации, находились на распутье… Но обстановка с каждым днем накалялась и не позволяла мямлить. Началась АТО.

По факту, выполнение большинства задач легло на армию (ни в коей мере я не преуменьшаю роль НГ, добровольцев, волонтеров и др. – напротив, большущее всем спасибо и низкий поклон).

Сегодня можно сколь угодно фантазировать на тему, правильно ли мы проводили АТО, тех ли руководителей назначили и т.д . Тогда город за городом, поселок за поселком наши силы освобождали восток страны. Практически с каждым днем, когда смотрели на карту, было видно, как контролируемая нами территория увеличивалась. Все шло хотя и понемногу, но в целом тон задавали мы... Пока в августе не вторглись российские войска. Само собой, ситуация поменялась.

Причем, поменялась не только на фронте, но и в сердцах украинцев. На тех, кто еще совсем недавно планировал и руководил (по факту) АТО, и добивался успехов, начали вешать всех собак, обвинять в бездарности, халатности, а иногда трусливости…

Про Муженко и писали, и говорили все, кому не лень. То обвинят, что ситуацией не владел, то наоборот, что на слишком низком для него (тактическом) уровне пытается руководить. При чем, судят либо расплодившиеся диванные эксперты, либо бывшие участники АТО, которым резко приглянулась политическая нива. Грязи выливали ведрами (у нас такая вот демократия) – противно было слушать и смотреть. Но общество, что называется, “хавает”, ему это очень нравиться (ведь целого начальника Генштаба “кусают”), оно надолго подсело на негатив. А я при этом ощущал, что поток из уст черноротых в сторону руководства ВСУ невольно касался и всех, кто в них служит.

Другой офицер – генерал Назаров. Уже больше года вынужден доказывать в суде свою невиновность в гибели десантников и экипажа сбитого боевиками самолета. Мне очень жаль погибших ребят, жаль их родных, но мне кажется последних просто используют, играя на их горе. Те, кто это делает, прекрасно понимают, что для людей утрата родных – скорбь на всю жизнь. И в одночасье – это подпитка для глубоко закравшегося в наши умы желания отомстить. Отомстить лишь бы кому, а проще тому, кого легче обвинить (но ведь вряд ли вспомнят о непосредственных убийцах – стрелявших из ПЗРК боевиках, а также их российских кураторах, наконец, о Путине). А ведь именно врагу и выгодно, чтобы мы, украинцы, грызлись между собой и своими же “руками” способствовали им в дестабилизации обстановки в нашей стране.

Но давайте посмотрим, сколько на данный момент боевых потерь в АТО – более 2 тысяч. Так может за каждого погибшего тоже будем искать виновного командира и садить в тюрьму? Ведь кто-то отправил бойца в окоп, а его потом из Градов обстрелял противник. Кого-то отправили в разведку, а он наткнулся на засаду. Кого-то выставили нести службу на блок-посту, а подкралась вражеская ДРГ и все разнесла… Примеров море. И если судить каждого командира, отдавшего боевой приказ, в последствии чего погибли люди, сколько тогда останется в строю? А сколько командиров (от взвода и до крупной группировки) тогда не побоится принять сложное и где-то рискованное решение? Решение во благо страны. И в том числе для того, чтобы где-то в столице и других мирных городах наши граждане ходили на работу, в театры, на футбол… дрались и ломали имущество (при чем безнаказанно) в парламенте…

Так вот, досадно за то, что в роли таких себе “народных судей” часто выступают далекие от военного искусства люди, и они пытаются виновными назначить тех, кто когда-то вынужден был взвесить всю тяжесть организационных мер, принятия оперативных, непростых решений на свои плечи и свою голову ради нашего блага, безопасности и возобновления территориальной целостности страны. Не знаю, где были бы мы с другими руководителями АТО: может на западной Украине оборонялись, а может Крым вернули – проверить невозможно. Есть то, что есть. И мне кажется, что это далеко не самый худший вариант.

Мыслями возвращаюсь в лето 2014-го. Штаб АТО. Рабочее место Муженко и Назарова в двух – трех метрах от моего. Естественно, многое, но (в силу предпринимаемых для недопущения утечки информации мер) не все происходило перед моими глазами. По тем моментам, когда наблюдал за их действиями (а зачастую обстановка, в которой им приходилось взвешивать все обстоятельства и принимать решения, была очень критическая, непредсказуемая и не до конца понятная), понимал, что в их роли мало кто захочет оказаться, даже из числа других, может быть более старших и опытных генералов.

Регулярно свои донесения приносили ГУР-овцы, СБУ-шники, другие силовики, шли доклады из секторов и бригад, а то и отдельных специально сформированных для определенных задач подразделений (вот, кстати, ответ тем, кто говорит, что Муженко/Назароов не пытались узнавать ситуацию в низах). При чем, не редки были случаи, когда доклады были полностью противоречивы: одни рапортуют, что прибыли в назначенный район, другие, которые их там ждали на усиление, твердят, что в упор не видно никого – я уже потом читал в Интернете, как некоторые командиры, боясь, что враг перехватил информацию и устроил засаду, специально корректировали полученные сверху задачи, но докладывали, как будто, все четко выполняют. А ведь где-то такие же наши бойцы рассчитывали на усиление с их стороны.

Не редко пропадала связь. Тогда вообще тяжело было отследить, где находится то или иное подразделение. А, значит,  не ясно, на кого и когда рассчитывать, а враг на месте тоже сложа руки не сидел: то там нашим засаду устроит, то пути снабжения или подкрепления перекроет.

Были и наши “молодцы”: оставляли технику на милость врага (например, Степановка), убеждая руководство, что в районе поселка полно противника. А запросили данные разведки – там вообще никого нет, только наша бронетехника брошена. С кого тут спросишь, - снова с Муженко, Назарова? А был эпизод, когда полбригады за одну ночь дала деру, совершив марш на более, чем сотню км. Здесь я сильно не хочу кого-то обсуждать: война – страшная штука. Но в результате таких действий мы осложнили себе ситуацию на том участке.

Конечно, с вторжением России ситуация осложнилась еще больше: нам где-то не хватало сил и средств для достойного противостояния. Но руководство АТО пожинало плоды слишком “пацифистской” политики страны с момента независимости. Помню Муженко, одному из офицеров ставил задачу по использованию комплекса артиллерийской разведки, а в конце ему добавил, что, будучи командующим 8 корпуса, спас этот комплекс от уничтожения.

Иловайск. Город, которых ассоциируется с одной из наших наибольших неудач. Понятно, что и здесь обвинения в сторону командования АТО. Я полную и объективную оценку той ситуации давать не берусь, тем более, что НГШ часто уходил от “лишних ушей” и ответственные решения принимал в очень ограниченном кругу подчиненных (многие пытаются делать свои частные выводы по Иловайску, хотя, понятно, что всей информацией о происходившем не обладает никто).

Как-то в Интернете я наткнулся на материалы-воспоминания разных авторов об одном из этапов подготовки к битве за Иловайск. Оказывается, что планированием определенных задач занимались (не знаю даже каким термином их объединить) генерал Хомчак – руководитель сектора “Б”, Бутусов – журналист, Корбан – политик и общественный деятель. Как вам компания/штаб? Вы представляете, хирургическую операцию, в которой участвует буфетчица, солист оперного театра? Хорошо, если все-таки окажется и хирург (в данном случае – это Хомчак). Но операция прошла неудачно. Кто виноват? – начальник поликлиники и главный врач, т.е. Муженко/Назаров. Все ли здесь правильно?

Дорогие мои сограждане, неужели вы не понимаете, что сняв с должности начальника Генштаба, осудив Назарова, проблема только усугубиться. Этим никто не застрахуется от новых жертв от рук (оружия) врага, этим мы не защитимся, не станем более сильными, крепкими и сплоченными. Это путь страха за принятие неотложных решений, путь постоянных и поглощающих драгоценное время колебаний и т.д.

Народ Украины, враг не то что у наших ворот, он на нашей земле: Крым оккупирован, на востоке войска, он еще вселяется в наши умы и души для раскола единой для нас с вами страны. Для него все способы хороши в дестабилизации ситуации в Украине. Так давайте будем умнее ослов и зрячее слепых котят.

Слава Украине!

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.