Чем нам могут быть полезны результаты казахстанских реформ
Пациент скорее жив? 19 июля Министерство экономики Украины оценило темпы падения ВВП Украины на уровне «минус» 2,2 % за I квартал 2021-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ранее Минэкономики прогнозировало, что по итогам 2021 года рост ВВП составит 4,6 %, но в апреле скорректировало свой прогноз, снизив до 4,1 %.
Но надежда остается! И Минэкономики прямо пишет, что надежда эта – на внешние рынки.
«По подсчетам Минэкономики, рост во II квартале 2021 года составит около 6 % (по сравнению с II кварталом 2020 года). В дальнейшем ожидаем, что строительство и сельское хозяйство в летние месяцы компенсируют отставание. Будет способствовать ускорению роста и ценовая конъюнктура на внешних сырьевых рынках, что станет ключевой поддержкой деятельности отечественных экспортеров. Как следствие, по итогам 2021 года рост ВВП выйдет на прогнозный уровень 4,1 %».
Действительно, по данным МВФ, украинский экспорт за 2020 год составил 49,2 миллиарда долларов США (в составе ВВП на уровне 151,543 миллиарда). Согласно отчету Госстата, из них 65,1 % - это прежде всего сырьевая продукция: 24,4 % - продукция растениеводства, 18,4 % - недрагоценные металлы и изделия из них, 11,7 % - жиры и масла, 10,8 % - минеральные продукты. И это не считая более мелких товарных позиций.
https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2021/April/weo-report?c=926,&s=NGDP_R,NGDP_RPCH,NGDP,NGDPD,PPPGDP,NGDPRPC,NGDPRPPPPC,NGDPPC,NGDPDPC,PPPPC,PPPSH,&sy=2019&ey=2026&ssm=0&scsm=1&scc=0&ssd=1&ssc=0&sic=0&sort=country&ds=.&br=1
Экономический обозреватель Роман Губриенко характеризует украинский экспорт как продукцию, где преобладают сырье и «полуфабрикаты».
«В Украине сформировали сырьевую модель экономики, которая, во-первых, чересчур подвержена колебанию цен на мировых рынках, что прямо признает в своем отчете Минэкономики. Во-вторых, естественно, что эта продукция характеризуется низкой добавленной стоимостью», - характеризует специфику экономической модели Украины Губриенко.
«Как минимум, от 65 % до 70 % всего украинского экспорта характеризуется как низкомаржинальная сырьевая продукция. Проще говоря, «полуфабрикаты» первого-второго уровня переработки – кукуруза, пшеница, соевые бобы, железная руда и т.д.» - конкретизирует Губриенко.
Но даже сырьевой модели экономики для развития требуются новые зарубежные рынки сбыта. А для этого украинский бизнес должен участвовать в крупных международных проектах. Один из примеров – и в плане опыта, и возможностей выхода на внешние рынки – это современный Казахстан.
Сегодня Казахстан входит в топ внешнеторговых партнеров Украины, в первую очередь по показателям импорта. По итогам 2020 года, по данным Министерства экономики, импорт из Казахстана в Украину составил 467,0, экспорт из Украины в Казахстан – 342,0 миллиона долларов.
Для Украины может быть интересен опыт Казахстана, который за 30 лет независимости осуществил ряд системных реформ с целью диверсифицировать экономику и создать привлекательные условия для внешних инвесторов:
- перевод сельского хозяйства на рыночные рельсы и создание необходимой инфраструктуры (страхование сельскохозяйственного производства, строительство инфраструктуры для хранения и перевозки продукции, привлечение инвестиций в науку и подготовку специалистов);
- повышение доли обрабатывающей экономики (приватизация госсектора, помощь для предприятий по выходу на внешние рынки, развитие обрабатывающей отрасли на основе кластерной и/или региональной специализации);
- создание транспортной инфраструктуры под новые экономические реалии.
Правительство Казахстана также провело реформу регуляторной политики в сторону либерализации, в первую очередь с акцентом на сокращение количества и продолжительности административных процедур для бизнеса. В результате в международном рейтинге Doing Business Казахстан в 2020 году поднялся на 25-ое место, обогнав Китай, Испанию и Францию. А в рейтинге международной консалтинговой компании Kearney - Global Cities Index – столица Казахстана Нур-Султан заняла 1-ое место среди 151 страны мира по легкости ведения бизнеса.
Но власти Казахстана не останавливаются на достигнутом - и ставят перед собой новые амбициозные задачи. Квинтэссенцией этого подхода стали Пять институциональных реформ: создание современного государственного аппарата, обеспечение верховенства права, политика индустриализации и рост ВВП, формирование нации единого будущего, создание прозрачного государства, подотчетного гражданскому обществу. Для их детализации в мае 2015 года была принята программа «100 шагов»..
В том числе, среди задач программы – привлечение ТНК в обрабатывающую промышленность, для того чтобы создавать продукцию с высокой добавочной стоимостью и выводить Казахстан на зарубежные рынки; стимулирование иностранных инвестиций в проекты по энергосбережению и дорожно-транспортную отрасль.
«Сегодня украинскому бизнесу особенно важно в полной мере использовать возможности модернизационных казахстанских проектов. Один из наиболее значимых -- это Международный финансовый центр «Астана», - поясняет Роман Губриенко.
Хотя этот финансовый центр начал работу сравнительно недавно – с 1 января 2018 года – за это время его резидентами стали более 800 компаний из более чем 60 стран мира. Для украинских компаний главный интерес заключается в том, что МФЦА может стать для них удобными и функциональными воротами на международный уровень. У МФЦ «Астана» две основные целевые аудитории – это глобальные инвесторы с интересами в странах Евразии и бизнес из стран Евразийского региона, заинтересованный в привлечении зарубежных инвестиций.
Важно отметить, что МФЦА находится в особой правовой зоне, где действуют не законы Казахстана, а независимая юрисдикция с собственным законодательством на принципах английского общего права. Правосудие отправляют английские судьи, обладающие большим опытом в применении этого права и безупречной репутацией. Кроме того, для резидентов МФЦА действует льготный налоговый режим. Так, до 2066 года участники Международного финансового центра «Астана» освобождены от уплаты целого ряда налогов – список общедоступен и закреплен в Конституционном законе Республики Казахстан «Об МФЦА», любой желающий может с ним ознакомиться по ссылке https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39635390#pos=142;-5
Одно из основных преимуществ финансового центра в Нур-Султане – это международная биржа Astana International Exchange – предлагающая спектр современных инструментов для инвестирования и привлечения капиталов. За время работы биржи МФЦА, начиная с 2018 года, эмитенты биржи привлекли 8,6 миллиарда долларов США долгового капитала и более 321 миллиона акционерного капитала.
Особенно важно для украинского бизнеса в новых реалиях то, что МФЦА предоставляет уникальные возможности сотрудничества с Китаем в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Один из проектов AIX – это платформа AIX Belt and Road Market с целью привлекать инвесторов для участия в проектах этой инициативы. Биржа предоставляет условия для размещения облигаций в юанях – и 20 марта 2020 года увидели свет первые ценные бумаги Falcon, номинированные в китайской валюте, причем параллельно им обеспечили листинг и на Гонконгской бирже. Средства от размещения облигаций используются для финансирования развития инфраструктуры и проектов «Пояс и Путь» в Казахстане.
Надо сказать, что в Украине уже не первый год функционирует площадка для сотрудничества с КНР. Интересно, что первой оценила стратегическую важность сотрудничества с Китаем не партия власти, а оппозиция. В Верховной Раде с 2019 года действует межфракционное объединение «Один пояс – Один путь», созданное депутатами «Оппозиционной платформы – За жизнь» Виктора Медведчука. Депутаты от партии Медведчука проводят видеоконференции с китайскими дипломатами, участвуют в саммите КПК и мировых партий, обсуждают проекты по сотрудничеству в рамках инициативы «Один пояс – Один путь». Недавно посол КНР Фань Сяньжун в своем письме на имя политика особо подчеркнул, что сотрудничество «приносит еще больше реальных результатов» и что Китай заинтересован развивать стратегическое партнерство с Украиной.
Понятно, что в таких условиях ценность сотрудничества с Казахстаном только возрастает, особенно в свете возможностей, которые для этого предоставляет Международный финансовый центр «Астана».
По словам известного экономического публициста и бизнес-консультанта Дмитрия Джангирова, у Украины и Казахстана есть стратегическая заинтересованность в развитии сотрудничества.
«Стратегически взаимный интерес двух стран заключается в том, что Украина могла бы помогать продвижению Казахстана в Европу, а Казахстан – помогать украинским компаниям выходить на рынки Евразии. Что касается специфики ведения бизнеса, то у украинских экспортеров стало традицией сначала выходить на рынок Казахстана, а затем уже расширять свою деятельность на соседние страны», - поясняет экономический публицист и бизнес-консультант Дмитрий Джангиров.
На рынке Казахстана работают такие украинские компании как «Фармак» (лекарства и другая фармацевтическая продукция), «Турбоатом» (ядерные реакторы и котлы), «Агро-Продукт» (экспорт говядины) и т.д. Джангиров назвал первоочередные отрасли, в отношении которых украинский и казахстанский бизнес выразили заинтересованность в развитии сотрудничества.
«Обратите внимание, что на совместных встречах дипломатов Казахстана и украинского бизнеса звучат такие сферы, представляющие взаимный интерес как модернизация промышленности, машиностроение для энергетики и сельского хозяйства, агропромышленный комплекс и перерабатывающая промышленность», - конкретизирует Джангиров.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.