Антропология - это про сложность

03 червня 2021, 09:26
Власник сторінки
российский политолог
0
300
Антропология - это про сложность

Она про сложные описательные конструкции. Про опыт «группы», который группа фиксирует и описывает через призму своих представлений по самому широкому кругу вопросов


В свое время книжку читал, антропологическую. Про Амазонию. И там автор, положивший жизнь на понимание индейцев, с большим юмором описывает новое поколение антропологов, пришедших в университеты бразильского побережья «на моде», а потом ринувшихся «на производственную практику» в Манаус. Даже без базового знания языка, скажем, этих самых индейцев, а токмо с португальским (от папы с мамой) и английским (чтобы от еще европейских вузов деньги тянуть на экзотику).

Там хороший момент есть. О том, как постдок доказал, что в культуре племени X нет места абстрактным понятиям и космогонии. И защитился на эту тему, весело хохоча, в Рио-де-Жанейро, после чего оброс грантами, книжонками в стиле Вивейруш де Каштру, ученицами и конгрессами. Доказал он это очень просто. Спросил у индейца, который по-португальски балакал, че там у вам, братва, с абстрактными категориальными понятиями, с космогонией там у вас как. И две минуты послушал. По меркам нынешней антропологии более чем достаточно.

Индеец, понятно, начал издалека и оказался неубедителен. Что дало постдоку (в прошлом), а ныне суперпупердоку основания для выводов, что племя неразвитое, космогонии нет, небо для них небо, звезды – звезды, и вообще они какие-то туповатые. Почему про это сейчас вспомнил?

Наткнулся сегодня на «антропологическое» исследование модной антропологини (даром что не из Рио) Архиповой про коронавирусные фейки в интернетах. И хожу с круглыми глазами уже два часа. Шутка в том, что большая часть того, что она записывает в те самые «фейки», это, мягко говоря, далеко не такая однозначная история. Каждый из пунктов которой нуждается по крайней мере в понимании и широкой интерпретации. Потому что погружены в огромное количество контекстов и рамок.

Да. В ряде вакцин содержатся неорганические адъюванты вроде алюминиевых квасцов. Это не является фейком. Это является фактом производства вакцин. Фейком является информация, что они как-то особенно звенят в аэропортах, а не то, что они там есть.

Практически, научным консенсусом является утверждение, что «коронавирус – это тромбоз». В научном обороте оно формулируется чуть сложнее, но никто его не оспаривает. Так же как антиагрегантную терапию при коронавирусе. У дамы объявлено фейком. По происхождению коронавируса – сегодня новый виток дискуссии, десятки, сотни статей написаны. Ничего толком не понятно, единого мнения нет, копья ломаются. Где тут пространство номинации одной из позиций как «фейка»?

Является ли утверждение что прививки не защищают от заражения "фейком", если в течение нескольких месяцев оценка этого утверждения менялась от общепризнанного сегодня общего согласия (см. Гинцбург про «защиту от тяжелого течения») до банов в ФБ полгода назад за саму мысль про возможность поствакцинального заражения?

Отказ прививаться с санкцией в виде увольнения? Для некоторых профессий это вполне себе так. Вообще трудовые права и давление по разным поводам на рабочем месте - одна из сложнейших тем и у нас, и не у нас, не сводимая к «фейк»\»нефейк».

«Надо принимать азитромицин» - ничего, что врачи это прописывают? «Надо принимать арбидол» - девушка, арбидол у нас в гайдлайнах по лечению минздравовских официальных угнездился. Для вас может и министр Мурашко тоже фейк, но он таки есть.

И так практически по любому поводу. и по маскам. и по лекарствам. и по вакцинам и по эпидемиологии. и вообще конкретно по всему, что не сводится к чисто поржать, вроде истории про бананы.

Вообще, антропология – она про сложность, она про контексты те самые. Она про сложные описательные конструкции. Про опыт «группы», который группа фиксирует и описывает через призму своих представлений по самому широкому кругу вопросов. В этом отношении, совершенно неважно есть ли физически «Полина из Италии» или «Юрий из Ухани», а важно то, что именно говорится в тех материалах, которые презентуются от их имени. Какой именно опыт и «профанное» знание фиксируются и легендируется с их помощью.

В противном случае мы имеем трагедию антрополога, не понимающего, что то, что ягуар на «самом антропологическом деле» не является "воплощением духа мщения" никак не помешает в сельве этому самому ягуару откусить башку самодовольному выпускнику факультета из Рио. «Дух мщения джунглей» - это не «фейк», это способ описания бытования и роли ягуара в природе. И для природы он значительно более актуален и реалистичен, чем абсолютно все, что было написано моим любимцем Вивейрушем де Каштру.

А вот утверждение, что «мадемуазель NN – антрополог» запросто может быть верифицированно как тот самый «фейк». Навроде банана, разносящего коронавирус.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости мира
ТЕГИ: вакцинация,антропология,Коронавирус
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.