Филарет вернулся в строй. Почему глава УПЦ КП проклинает Томос

21 жовтня 2020, 18:07
Власник сторінки
Блогер, журналіст, письменник
0
1278
Филарет вернулся в строй. Почему глава УПЦ КП проклинает Томос

Воззвание Филарета не признавать Томос от Варфоломея, по сути, адресовано тем, кто и так не спешит признавать ПЦУ. Впрочем, эпатаж и пиар всегда были сильной стороной руководителя УПЦ КП

Патриарх Филарет снова бодр, здоров и готов продолжать борьбу. Кстати, борьба за УПЦ КП стала для Филарета естественным состоянием в последнее время. На этот раз глава УПЦ КП выступил с призывом к мировому православию не признавать Томос, а, следовательно, и Православную церковь Украины (ПЦУ). Некоторой иронии в заявление Филарета добавляет то, что он сам последние три десятилетия делал все, чтобы получение Томоса стало возможным.

В частности, в заявлении Филарета говорится, что признать Томос - это согласиться на папство в православии. "Признать томос от 6 января 2019 года — это значит согласиться на появление своеобразного папства в православии. Исходя из того, что этим Томосом нарушается чистота православия, любая православная церковь, если она хочет оставаться православной, не может признать этот томос. Призываю всех православных христиан в Украине и во всем мире твердо стоять на принципах святого православия и не отходить от него", - заявил 20 октября глава УПЦ КП.

 Филарет, которому скоро исполнится 91 год, и который большую часть жизни занимал разные звания в иерархии православной церкви, прекрасно знает, какие струны стоит затронуть. "Появление папства" еще со времен раннего Средневековья является одним из главных кошмаров православных иерархов. Принцип коллегиального или соборного принятия решений, в котором участвует съезд иерархов, является одним из важнейших отличий православной церкви от католической, где верховной инстанцией является Папа Римский. И нарушение этого принципа уже становилось причиной падения многих патриархов за долгую историю православия.

По сути, Филарет прямо обвиняет Вселенского патриарха Варфоломея в попытке примерить папскую тиару. И действительно, метод, при помощи которого появилась ПЦУ, явно выходит за рамки того, что принято считать традициями православного мира. Хотя и традиция эта неоднократно нарушалась, но каждый раз из-за таких нарушений православную церковь сотрясали распри и скандалы. Вот и теперь Филарет прямо указывает на еще одного новоявленного "папу". Хотя, сам Филарет, конечно, не пользуется особым авторитетом среди иерархов, так как вообще представляет, по сути, самопровозглашенную структуру УПЦ КП, которая не признана ни одной православной церковью в мире.

В общем, пусть Филарет представляет непризнанную структуру, но его аргументы бьют в самое больное место в межцерковных отношениях.

Если оценивать с точки зрения религиозной структуры, то ПЦУ целиком и полностью является проектом Варфоломея. Если с политического ракурса, то ПЦУ является проектом Порошенко и, как нередко утверждается, бывшего вице-президента США Джо Байдена. По сути, своеволие Варфоломея, пошедшего на поводу у политиков, и является на сегодня главным камнем преткновения в признании ПЦУ со стороны других церквей. Вопрос стоит таким образом – имеет ли право Вселенский патриарх без согласия других иерархов раздавать автокефалии тому, кому он посчитает необходимым? На сегодняшний день большая часть патриархатов и митрополий мира отвечают на этот вопрос отрицательно, а потому и без призывов Филарета 11 из 14 православных церквей мира не признают ПЦУ.

Впрочем, и с остальными признаниями дело обстоит не так успешно, как хотелось бы. Именно вопрос о том, имеет ли право Варфоломей давать автокефалию и был темой собора в Афинах, на котором рассматривался украинский вопрос, и было принято решение, которое потом назвали признанием ПЦУ. Однако в голосовании о признании ПЦУ приняли участие лишь около 30 епископов Элладской православной церкви, в то время как всего их более 80-ти. Вопрос о границах полномочий Вселенского патриарха является принципиальным для греческой церкви, так как его влияние в ряде епископатов ЭПЦ исключительно высоко и многие хотели бы его ограничить. Вот почему вопрос о ПЦУ актуализировал давно тлевшие в церкви разногласия, поэтому "признание" получилось скомканным и больше похожим на отложенный конфликт.  Не очень гладко вышло и с Александрией, где патриарх Александрийский, похоже, был вынужден уступить давлению правительства Греции, которое финансирует православие в Египте и самолично заявить о признании ПЦУ. Но и тут осталась все та же проблема - коллегиального решения по украинскому вопросу здесь не принималось и действительная позиция александрийских иерархов не очевидна.

Учитывая все это, выглядит вполне логичным, что вот уже с ноября прошлого года процесс признания ПЦУ застопорился и перспективы продвижения в этом направлении не просматриваются. Поэтому воззвание Филарета, хотя и выглядит ярким и энергичным, по сути, направлено к тем, кто и так не спешит признавать Томос и ПЦУ. Впрочем, эпатаж и пиар всегда были сильной стороной руководителя УПЦ КП и, как видим, несмотря на годы, он себе не изменяет.


Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости мира
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.