24 июля в соборе Святой Софии в Стамбуле впервые за 86 лет состоялся пятничный намаз. Почему патриарх Варфоломей не оказал активного сопротивления превращению Св.Софии в мечеть?
24 июля в соборе Святой Софии в Стамбуле впервые за 86 лет состоялся пятничный намаз. В нем приняли участие сотни человек, в том числе и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Официальное молитвенное служение имам начал после того, как Эрдоган зачитал отрывок из Корана, а с минаретов прозвучал призыв к намазу. На площади Султанахмет перед собором Святой Софии собрались тысячи верующих.
Обратимся к истории собора Святой Софии. Как известно, торжественное освящение храма состоялось 22 декабря 537 года н.э. А последнее христианское богослужение прошло в ночь с 28 на 29 мая 1453 года. Уже на следующий день Константинополь был взят турками-османами под командованием турецкого султана Мехмеда Второго и собор был обращен в мечеть под именем Айя-София. За прошедшие столетия лишь однажды в соборе была проведена христианская литургия. После поражения Османской империи в Первой мировой войне в Стамбуле была временно дислоцирована 2-ая греческая дивизия. 18 января 1919 года военный капеллан дивизии, взяв с собой Евангелие, сумел тайно попасть внутрь собора, где отслужил христианскую литургию - первую со времени захвата города османами в XV веке - в которой также приняли участие несколько греческих офицеров. Еще пятнадцать лет спустя в 1934 году после прихода к власти Мустафы Кемаля Ататюрка собор Святой Софии стал музеем.
Однако теперь уже точно можно говорить, что музей остался в прошлом. В марте 2019 года уже Эрдоган анонсировал возможное превращение Софии снова в мечеть, причем мотивировал это тем, что теперь туристы смогут посещать храм бесплатно. Впоследствии, 29 мая, в 567-ю годовщину завоевания Константинополя, один из стамбульских имамов организовал в соборе чтение сур из Корана, а 10 июля Высший административный суд Турции принял решение о лишении собора статуса музея. В тот же день Эрдоган опубликовал указ, согласно которому собор будет открыт для проведения в нем мусульманских богослужений. Вот так стремительно древний храм Святой Софии вновь из туристической достопримечательности превратился в религиозный объект.
Мотивы Эрдогана понять несложно. Он и его Партия справедливости и развития (Adalet ve Kalkınma Partisi, ПСР) в последнее время теряют рейтинг. Турецкая экономика находится в состоянии кризиса и страдает от сильных скачков курса национальной валюты - лиры. В Турции высокая безработица, особенно среди молодежи. Раздражение населения страны усилилось еще и резким ростом цен. В течение прошлого года Эрдоган и его партия потерпели ряд ощутимых поражений на муниципальных выборах в крупных городах, и даже мэром Стамбула стал представитель оппозиции. Позиции Эрдогана слабеют и в его Партии справедливости и развития, которую в последние годы покинули около одного миллиона членов. Бывшие соратники президента - экс-премьер Ахмет Давутоглу, бывший министр финансов Али Бабакан и бывший президент Абдулла Гюль вышли из ПСР и создали собственные партии, которые на следующих выборах привлекут на свою сторону часть консервативного электората ПСР. В этих условиях «исторические свершения» - это просто средство для улучшения собственных политических позиций. Насколько этот шаг поможет турецкому президенту - покажет время.
Куда интереснее позиция Константинопольского патриарха Варфоломея. Несложно заметить, что активного сопротивления превращению Софии снова в мечеть он не оказал, ограничившись лишь вялыми заявлениями. С одной стороны, конечно, София уже много столетий не является православным храмом, однако выселение из нее музея разрушает сложившийся статус-кво.
Все дело в том, что в отношении патриарха Варфоломея турецкие власти действуют кнутом и пряником. Еще в мае Варфоломей вновь столкнулся с обвинением в участии в подготовке неудачного военного переворота, попытка которого была совершена в июле 2016 года. Журнал «Реальная жизнь», издаваемый близкой к правящим кругам Турции издательской группой и придерживающийся исламистских позиций, 14 мая опубликовал выпуск, посвященный живущему в США мусульманскому проповеднику Фетхуллаху Гюлену, лидеру организации FETO. Как считают турецкие власти, именно эта организация в 2016 году подготовила госпереворот с целью свержения Эрдогана. В этом выпуске говорится о том, что Варфоломей причастен к заговору и поддерживает связь с Гюленом. Публикация была явно направлена на то, чтобы напомнить Варфоломею о необходимости быть лояльным президенту Турции накануне превращения Софии в мечеть. Это обвинение неново и еще в 2016 году провластными СМИ Турции активно тиражировалась информация о причастности Варфоломея к организации переворота.
Это кнут. Но есть и пряник. Дело в том, что идеей фикс Варфоломея является открытие Халкинской богословской школы. Это ныне недействующее учебное заведение расположено на территории монастыря на острове неподалеку от Стамбула. Школа была единственным учебным заведением, готовящим клириков для Константинопольского патриархата, турецкие власти закрыли ее в 1971 году. По сути, вот уже почти 40 лет в Турции действует запрет на высшее богословское образование на территории страны. Интересно, что Варфоломей и сам является выпускником этой школы, которую он окончил в 1961 году. Весь период своего патриаршества он не оставляет попыток возобновить работу школы. По сути, для Константинопольского патриархата открытие Халкинской школы – это вопрос собственного престижа и самостоятельности.
В своих попытках возобновить работу школы Варфоломей всегда опирался на международную поддержку. Так, в 1997 Конгресс США призвал власти Турции открыть школу, год спустя то же самое сделали и в Евросоюзе. В 2002 году состоялся международный сбор подписей в поддержку школы. В 2011 году того же потребовало правительство Германии. Казалось бы, победа близка. В 2013 году школе вернули 200 гектаров леса, а Эрдоган публично заявил, что вероятность возобновления работы учебного заведения очень высока. Интересно, что еще ранее в 2009 году Варфоломей фактически поменял проект создания украинского патриархата на поддержку Москвы. То, что удалось Порошенко в 2019, еще за десять лет до него пытался сделать Ющенко, который точно так же планировал создать свою ПЦУ к грядущим президентским выборам 2010 года. Однако, в обмен на поддержку патриарха Кирилла и правительства России, Варфоломей отказался тогда участвовать в проекте Виктора Ющенко. Ющенко выборы проиграл. Впрочем, Порошенко с его ПЦУ поддержка Варфоломея помогла не больше. Ничего не получил и сам Варфоломей, Халкинская школа до сих пор так и не открыта.
Поэтому сегодня надежды Варфоломея связаны с позицией руководства Турции. Еще в апреле 2018 года, после встречи с Эрдоганом, Варфоломей заявил, что вновь появились шансы все же открыть многострадальную школу. Интересно, что о том, что Софию стоит вновь превратить в мечеть, в Турции говорили каждый май месяц, вспоминая захват Константинополя турками. Однако до сих пор это оставалось без последствий. И вот София снова мечеть. Точно также, каждый год в Константинопольском патриархате повторяют, что Халкинскую школу необходимо открыть. И это тоже всегда оставалось без последствий. Что же, возможно, теперь ситуация изменится - и Варфоломею на этот раз удастся произвести удачный обмен Софии на школу. Ведь до этого ему не везло, ни, когда он обменял проект Ющенко на поддержку Москвы, ни после, когда он обменял поддержку Порошенко и ПЦУ на поддержку правительства США. Впоследствии он еще и честно отработал, обеспечив пусть и формальное «вымученное», но признание ПЦУ со стороны церквей Греции и Египта. И все же школы по-прежнему нет. Должно же когда-то повезти и Варфоломею, ведь, по сути, менять ему больше нечего – в «патриаршем обменнике» закончились услуги и товары.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.