Американское издание «Нью-Йорк таймс» опубликовало подробное расследование отношений между Саудовской Аравией и Джаредом Кушнером, зятем Трампа и его советником по Ближнему Востоку
В своем расследовании американское издание основывается на материалах, опубликованных изданием «Аль-Ахбар», в которых подробно описываются американо-саудовские отношения в эпоху Трампа.
«Аль-Ахбар» предложил американскому изданию сотрудничество, некоторое время ушло на изучение документов и подготовку статьи, в которой внимание уделено в основном Кушнеру.
Статья, опубликованная «Таймс», называется «Как саудовцы обрели друга в Белом доме» раскрывает детали этих отношений, в то же время указывая на то, что высокопоставленные американские чиновники «были обеспокоены, особенно после сообщений о том, что Кушнер с первых месяцев правления Трампа вел неофициальные переговоры с наследным принцем Мухаммедом Ибн Сальманом». Это беспокойство было вызвано «отсутствием у Кушнера политического опыта, что делает его уязвимым для манипуляций со стороны иностранных политиков».
Газета указывает на то, что «переговоры и переписка между Кушнером и Ибн Сальманом продолжались и после 2 октября, когда был убит саудовский журналист Джамаль Хашокджи». В разгар бури, вызванной убийством Хашокджи и докладом американских спецслужб, в котором указывалось, что оно было совершено по приказу Ибн Сальмана, Кушнер стал самым ярым защитником саудовского наследного принца в Белом доме, по крайней мере, так говорят те, кто знаком с содержанием происходящих там дискуссий и консультаций.
Расчет на неопытность Кушнера
Откровенная поддержка со стороны Кушнера, оказываемая Ибн Сальману в связи с этим кризисом, указывает на ту роль «связующего звена», в качестве которого он выступает, и которое помогло сделать из Трампа самого важного союзника Саудовской Аравии на международной арене. Однако связь между Ибн Сальманом и Кушнером завязалась не случайно. Документальные подтверждения, на которые опирается издание, указывают на то, что Ибн Сальман и его советники работали над развитием отношений с Кушнером более двух лет.
Согласно документам, в том же месяце, когда Трамп был избран президентом США, в Соединенные Штаты прибыла делегация, состоявшая из приближенных к Ибн Сальману людей. Вернувшись в Саудовскую Аравию, делегация представила отчет, в котором указала на Кушнера, как на важное звено, с помощью которого можно обзавестись дружественными связями в новой американской администрации. Делегация отметила, что Кушнер мало что знает о регионе, но при этом большое внимание уделяет достижению договоренности с палестинцами на израильских условиях.
В докладе, подготовленной саудовской делегацией, о новой американской администрации говориться так: «Ближайший к главе Белого дома круг состоит из дельцов, мало знакомых с политическими нормами, и они поддерживают Джерада Кушнера. Ряд американцев, которым приходилось общаться с членами делегации, подтвердили, что информация, содержащаяся в докладе, соответствует тому, что происходило на тот момент.
После того, как Трамп перебрался в Белый дом, Кушнер заинтересовался процедурой престолонаследования в Саудовской Аравии, и могут ли Соединенные Штаты на нее повлиять, что вызвало обеспокоенность у некоторых высокопоставленных чиновников тем, что он намерен помочь Мухаммеду Ибн Сальману, который на тот момент еще не был наследным принцем. Американские дипломаты и представители разведслужб также опасались того, что администрация Трампа пытается усилить позиции своих фаворитов внутри правящей саудовской династии. В марте 2017 года Кушнер помог организовать официальный обед с участием Трампа в честь Мухаммеда Ибн Сальмана в официальном обеденном зале Белого дома, где принимают глав государств. В нарушение установленных норм, Кушнер подготовил для Ибн Сальмана такой же прием, которого удостаиваются лишь главы государств, в том числе, совместное фотографирование и освещение мероприятия в СМИ. Похоже, это была первая личная встреча между Ибн Сальманом и Кушнером, однако зять президента заинтриговал американских чиновников в Белом доме, что ему уже приходилось несколько раз разговаривать с Ибн Сальманом.
Аль-Отейба – неофициальный советник Кушнера
До участия в президентских выборах 2016 года, знакомство Кушнера с Ближним Востоком происходило через призму Израиля, а премьер-министр Израиля является другом его семьи. Кушнер делал щедрые пожертвования еврейским организациям, которые поддерживают еврейские поселения, расположенные на оккупированных территориях Западного берега. Что же касается арабских правителей Персидского залива, то их интерес к Кушнеру продиктован тем, что они являются крупными инвесторами на рынке американской недвижимости, на котором работает семья Кушнер. Американец ливанского происхождения Том Барак, являющийся инвестором на американском рынке недвижимости, которого связывают тесные отношения с Трампом и правителями Залива, в ходе предвыборной кампании 2016 года стремился познакомить Кушнера со своими партнерами, считая его «полезным союзником». В своем послании Юсефу аль-Отейби в мае 2016 года Барак пишет: «Он вам понравиться. Он полностью поддерживает ваши планы».
Закончилось тем, что Аль-Отейба присвоил себе звание неофициального советника Кушнера по вопросам Ближнего Востока. В первые месяцы после того, как Трамп занял пост президента США, Аль-Отейба писал Бараку: «Благодаря вашим усилиям, мы поддерживаем постоянный контакт с Джерадом, что весьма важно».
В то же время посол ОАЭ в США активно работал над продвижением принца Мухаммеда Ибн Сальмана. С тех пор, как в 2015 году его отец взошел на трон в Саудовской Аравии, руководство Эмиратов сделало ставку на принца, который, который стал фаворитом в жесткой конкурентной семейной борьбе за право стать преемником короля Сальмана. В июне 2016 года, занимаясь подготовкой встречи между Ибн Сальманом и руководством предвыборного штаба Трампа, Аль-Отейба писал Бараку: «Мухаммед Ибн Сальман чрезвычайно восприимчивый человек».
Через месяц после выборов фактический правитель ОАЭ наследный принц Абу-Даби Мухаммед Ибн Заед выступил с аналогичным посланием, когда прибыл с неофициальным визитом в Нью-Йорк для встречи с Кушнером и другими по поводу израильско-палестинского мирного процесса. В ходе разговора с Кушнером, молодой наследный принц Абу-Даби рекомендовал ему Мухаммеда Ибн Сальмана, как молодого перспективного лидера. По-видимому, Кушнер его услышал.
В организации этой встречи участвовал управляющий хедж-фондом Рик Герсон, который близко знаком с Кушнером и наследным принцем ОАЭ. По окончании встречи Герсон направил письмо наследному принцу ОАЭ, в котором поздравил его с успешным завоеванием доверия Кушнера: «Я обещаю, что это станет началом особых, исторических отношений». В ночь перед инаугурацией Герсон написал наследному принцу ОАЭ: «Теперь у вас есть верный друг в Белом доме».
Встреча Кушнера с саудовской делегацией.
Старшие помощники принца Мухаммеда Ибн Сальмана встретились с Кушнером во время своей поездки в Нью-Йорк в ноябре 2016 года, сразу после выборов. В их числе были министр, отвечающий за экономическое планирование и национальную безопасность Аль-Айбан, назначенный Ибн Сальманом министр энергетики и глава государственной нефтяной компании Халид Аль-Фалих. Делегация особо отметила Кушнера, как человека полностью несведущего в Саудовской Аравии.
В своем докладе, представленном Эр-Рияду, члены делегации отметили, что «Кушнер продемонстрировал свое незнание истории саудовско-американских отношений и спросил о поддержке королевством терроризма».
В одной из частей доклада содержится фотография Кушнера, подписанная следующим образом: «Кушнер спрашивает о стремлении Саудовской Аравии к партнерству, и продиктовано ли оно новыми возможностями или чувством обеспокоенности. Он также спросил, касается ли это данной конкретной администрации, или исходит от Хилари Клинтон (например, вождение женщинами автомобилей).
Кушнер четко определил приоритеты, как сказано в докладе. В докладе делегации указано, что «палестино-израильский конфликт был одним из наиболее важных вопросов, которые привлекли внимание Кушнера», поэтому в отчете делается вывод, что эта проблема будет наилучшим способом привлечь его поддержку. В докладе делегации сказано: «палестинская проблема в первую очередь: американская администрация до сих пор не имеет четкого плана на Ближнем Востоке, за исключением того, что основное внимание будет уделено поиску исторического решения с целью поддержки стабильности Израиля и разрешения палестино-израильского конфликта».
Чтобы поддерживать и развивать отношения с командой Трампа, саудовцы составили длинный список инициатив, которые, по их словам, помогут Трампу выполнить его обещания, данные его сторонникам. Воспользовавшись предвыборным обещанием Трампа ввести строгий отбор в отношении мигрантов, саудовская делегация предложила «создать информационную и разведывательную базу данных с целью помочь американской администрации в реализации ее стратегии по расследованию дел тех, кто претендует на вид на жительство в Америке (строгий отбор)». Делегация пообещала координировать свою деятельность с американской администрацией на самом высоком уровне, чтобы «помочь победить экстремистскую идеологию». И действительно, многие предложения саудовцев получили поддержку в американской администрации, в том числе идея «создания совместного центра по борьбе с доктриной экстремизма и терроризма», а Трамп содействовал запуску работы саудовской версии центра во время своей поездки в Эр-Рияд в мае последующего года.
Еще одна саудовская инициатива содержала предложение о создании, названного американцами в последствии «арабского НАТО». В своем докладе саудовцы назвали его Исламским военным альянсом, состоящим из десятков тысяч боевиков, «готовых к развертыванию в любой момент, когда этого пожелает вновь избранный президент».
Были предложены и некоторые другие инициативы, реализация которых была рассчитана на первый президентский срок Трампа, в их числе предложение потратить в течение 4 ближайших лет 50 млрд. долларов на оборонные контракты с США, увеличить саудовские инвестиции в США на 200 млрд. долларов в течение четырех лет, инвестировать вместе с странами-партнерами по Персидскому заливу около 100 млрд. долларов в инфраструктуру США. Делегация предложила Трампу лично посетить Саудовскую Аравию, чтобы «запустить инициативы в рамках исторической церемонии приветствия».
По данным издания, целый ряд американцев, с которыми удалось встретиться в ходе работы над статьей, признали, что встреча с делегацией действительно имела место, и в целом подтвердили ее содержание.
Визит Трампа в Эр-Рияд
Через несколько недель после того, как Трамп перебрался в Белый дом, Кушнер принял предложение саудовской делегации об организации визита Трампа в Эр-Рияд. На тот момент у него сформировалось убеждение в том, что союз с Саудовской Аравией имеет решающее значение для его планов в регионе. Против этой идеи выступил тогдашний министр иностранных дел США Рекс Тиллерсон, по его словам, это тесно свяжет американскую администрацию с Эр-Риядом, что отрицательно повлияет на ее способность проявлять гибкость и влияние. По словам человека из близкого окружения Трампа, по началу тот не проявлял особого интереса к этому визиту. Однако, к моменту инаугурации, Кушнер говорил, что Саудовская Аравия, благодаря влиянию принца Мухаммеда Ибн Сальмана, может сыграть ключевую роль в продвижении мирного соглашения на Ближнем Востоке, что подтверждают трое из людей, хорошо знакомые с его образом мысли. С приближением даты визита в Белый дом в марте 2017 года, высокопоставленные чиновники в Госдепартаменте и Пентагоне начали проявлять обеспокоенность по поводу личных контактов между Ибн Сальманом, который предпочитал отправлять сообщения через WhatsApp, и Кушнером. Один из бывших чиновников Белого дома сказал: «Они опасались, что саудиты станут им манипулировать».
Позже состоялись две личные встречи с Кушнером, которым предшествовали основные поворотные моменты в укреплении власти Ибн Сальмана. Вскоре после того, как в мае 2017 года Кушнер вместе с Трампом побывал в Эр-Рияде, Мухаммед Ибн Сальман убрал с дороги своего двоюродного брата Мухаммеда Ибн Наефа, отобрав у него должность министра внутренних дел и заняв его место в качестве наследного принца. Кроме того, Ибн Сальман организовал блокаду своего соседа и соперника Катара, где расположена крупнейшая военная база США. Осенью 2017 года, через несколько дней после окончания неофициальной поездки Кушнера в Эр-Рияд, Ибн Сальман арестовал около 200 самых состоятельных саудовских граждан, в том числе несколько десятков своих двоюродных братьев, удерживая их в отеле Ritz-Carlton в Эр-Рияде. После каждого шага Ибн Сальмана, направленного на захват и сосредоточении всей власти в собственных руках, Трамп приветствовал и хвалил его.
После убийства Хашокджи
Администрация Трампа признала, что после волны недовольства, вызванной смертью Джамаля Хашокджи, между Ибн Сальманом и Кушнером состоялся всего один телефонный разговор 10 октября, при котором присутствовал советник по вопросам национальной безопасности США Джон Болтон. В своем заявлении по этому поводу в Белом доме сказали, что американская сторона «запросила более подробную информацию и призвали Саудовскую Аравию к прозрачности в процессе расследования». Однако, некоторые официальные американские чиновники и один осведомленный человек из Саудовской Аравии сказали, что Кушнер и наследный принц Саудовской Аравии продолжают неформально общаться друг с другом. По словам саудовца, Кушнер дал наследному принцу совет о том, как избежать бури, настоятельно призывая его решить свои проблемы в регионе и избегать неловких ситуаций.
До сих пор саудиты выполнили лишь часть того, что пообещали. Эффективность антитеррористического центра в Эр-Рияде остается под вопросом. Выступив с предложением о закупках американских вооружений на общую сумму 50 млрд. долларов, до сих пор саудовцы поставили свои подписи лишь на протоколах на намерениях, не заключив ни одной реальной сделки. После предложенных 100 млрд. долларов, которые саудовцы намеревались инвестировать в американскую инфраструктуру, было объявлено об инвестиции лишь 20 млрд. долларов.
В Белом доме Кушнер продолжает утверждать, что президенту следует поддерживать Мухаммеда Ибн Сальмана, потому что это остается критически важным для стратегии управления на Ближнем Востоке в целом. Остается неясным лишь то, способен ли Ибн Сальман выполнить отведенную ему роль. Его первоначальный подход к палестинцам столкнулся с резким неприятием со стороны их лидеров. Палестинцы усилили свое сопротивление после того, как Трамп признал Иерусалим столицей Израиля, не дожидаясь заключения соглашения путем переговоров о статусе города. А сейчас, как кажется, король Сальман также против плана Кушнера на Ближнем Востоке.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.