Последний «блицкриг» канцлера Меркель

02 лютого 2018, 21:24
Власник сторінки
Блогер, журналіст, письменник
0
3808
Последний «блицкриг» канцлера Меркель

Политическая ситуация в ФРГ важна тем, что напрямую касается судьбы «Северного потока-2»

Политическая ситуация в ФРГ важна для России тем, что напрямую касается судьбы «Северного потока-2»

 

Несмотря на то, что федеральные выборы в бундестаг прошли 24 сентября 2017 года, только 25 января победители - правоцентристский блок ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии во главе с Мартином Шульцем - смогли приступить к официальным переговорам о создании коалиции.

 

          И хочется, и колется

До начала декабря прошлого года шли торги между двумя крупнейшими фракциями в бундестаге. И только в первых числах декабря наметились шаги навстречу друг другу. «Мир ждет, что мы начнем действовать», «стабильное правительство», «историческая необходимость» - с помощью таких словесных конструкций федеральный канцлер агитировала ХДС/ХСС создать парламентский союз с социал-демократами. Меркель продвигала вариант «большой коалиции», разве что аргументировала не тем, что такой ход поможет сохранить ее у власти, а интересами Европейского Союза. Дискуссия о возможной коалиции с ХДС/ХСС вызвала жаркие споры среди социал-демократов, вопрос пришлось выносить на федеральный съезд как высший уровень управления СДПГ. В итоге, съезд 7 декабря прошел в формате многочасовых дебатов, по итогам которых делегаты осторожно высказались в стиле «и хочется, и колется» разрешили переговорщикам начать «предварительные консультации» с правоцентристами о формировании коалиции.

          Но и это решение оказалось не окончательным. Внутренние трения в СДПГ были настолько жесткими, что социал-демократам пришлось проводить внеочередной съезд 21 января, чтобы решить все проблемные вопросы.

 

          В рай через ушко Меркель

          Депутатский состав XIX бундестага ФРГ – это 709 мест, которые по итогам выборов 24 сентября 2017 года так распределились между политическими игроками:

 - правоцентристы и правые консерваторы – блок ХДС/ХСС (руководители - Ангела Меркель и Хорст Зеехофер) – 246;

- левоцентристская Социал-демократическая партия Германии (Мартин Шульц) – 153;

- правая «Альтернатива для Германии» (Александер Гауланд и Алиса Вайдель) - 92;

- праволиберальная Свободная демократическая партия (Кристиан Линднер) – 80;

- социалистическая «Левые» (Сара Вагенкнехт и Дитмар Бартш) - 69;

- экологический блок «Альянс 90»/«Зеленые» (Катрин Геринг-Экардт и Джем Оздемир) - 67.

- независимые парламентарии - 2 депутатских мандата.

Простая арифметика показывает, что для коалиции нужно как минимум 355 голосов. А на практике это означает 365-370 мандатов, чтобы коалиция могла стабильно работать и не зависела от болезней или командировок отдельных депутатов. 

И вот здесь результаты выборов превратились в головную боль для Меркель и «партию власти» ХДС/ХСС, потому что создали барьер, который можно описать словами «попасть в рай сквозь игольное ушко».

Сначала Меркель & Co надеялись создать парламентское большинство со Свободной демократической партией и экологистами «Альянс 90»/«Зеленые», рассчитывая получить 393 голоса. Трехпартийная коалиция так и не увидела свет, но благодаря журналистам запомнилась под названием «Ямайка» (прозвище по цветам партийных флагов).

Следом ХДС/ХСС перенацелили свои усилия на переговоры с СДПГ, итогом которых стал проект коалиционного соглашения на 28 страниц, включавший как попытку выработать единый подход к будущему ЕС, так и сформировать общий взгляд на широкий круг внутренних вопросов (снижение отчислений в фонд страхования на случай безработицы на 0,3 %, пенсии на уровне 48 % от зарплаты и т.д.)

 

Двойной риск для Меркель

«Большая коалиция» - это 399 голосов в идеале, то есть, с запасом больше необходимого минимума.

И вот на данном этапе социал-демократы требуют от потенциальных партнеров из ХДС/ХСС уступок по трем направлениям – законодательство о труде, медицина и беженцы. К примеру, в сфере трудового законодательства социал-демократы выступают против временных трудовых договоров, выступая за постоянные соглашения между наемным работником и работодателем. А в области медицины СДПГ хочет, чтобы имеющие частную страховку и члены обычных больничных касс получали одинаковое медицинское обслуживание (хотя такой подход убивает страховую медицину, потому что непонятно, в чем тогда разница). Что касается беженцев, то социал-демократы традиционно для левых и левоцентристских партий Европы выступают за смягчение миграционного законодательства. В частности, против нынешнего подхода, когда в ФРГ действует мораторий на воссоединение семей, а потом планируется пускать не более 1000 человек в месяц.

Между тем, четыре месяца переговоров поставили нынешнее правительство ФРГ перед «вилкой» – либо «большая коалиция», либо роспуск нижней палаты бундестага и новые выборы в бундестаг.

Оба варианта – и коалиция с СДПГ, и досрочные выборы таят «подводные камни» лично для Меркель. Если канцлер пойдет на уступки левоцентристам в части трудового законодательства и беженцев, есть риск, что восстанут рядовые члены ХДС. А уж правое крыло, представляющее интересы немецкого бизнеса, гарантированно выступит против. Немецкий капитал может посчитать, что досрочные выборы – это меньшая цена, чем уступки наемным работникам, с которыми, по Марксу, капиталисты по жизни находятся в конфликте.

Но, если говорить лично о Меркель, то вариант с досрочными выборами для нее еще более опасен. Внутри ХДС идет дискуссия о замене лидера партии. Социология показывает, что ХДС/ХСС сохраняет высокие рейтинги (около 33 %), поэтому правые скорее всего выиграют выборы, но есть риск, что предложат на пост федерального канцлера другую фигуру. Поэтому высоки шансы, что мы наблюдаем «лебединую песню» Меркель во главе федерального правительства ФРГ.

 

Там, где идет «Северный поток-2»

Политическая ситуация в ФРГ важна для России тем, что композиция парламентской коалиция и состав федерального правительства напрямую влияют на судьбу «Северного потока-2». Между тем, процесс идет, несмотря на критические возгласы со стороны США и Польши (что, как мы понимаем, является повтором мнения тех же Соединенных Штатов). 31 января стало известно, что горное ведомство г. Штральзунд (север ФРГ, земля Мекленбург-Передняя Померания) официально разрешило строительство и эксплуатацию участка нового газопровода длиной 55 километров в территориальных водах ФРГ. Кроме того, официальное разрешение позволяет проведение газопровода и по сухопутной части в районе коммуны Лубмин (входит в состав района Восточная Верхняя Померания в той же федеральной земле).

Накануне, в субботу, 27 января госсекретарь США Рекс Тиллерсон после встречи с польским премьером Моравецким публично поддержал Польшу, которая критикует строительство «Северного потока-2». Немцы доверили озвучить свою реакцию спикеру МИД ФРГ Райнеру Бройлю, намеренно отправив отвечать Тиллерсону человека «не в уровень». Райнер Бройль довольно холодно прокомментировал заявление одного из первых лиц США в иезуитском стиле – суть его комментария сводится к тому, что он не видит смысла это комментировать. «Не вижу оснований оценивать, не считаю эти высказывания вызывающими удивление», — Бройль свел свой комментарий к выражению позиции «это не достойно того, чтобы реагировать». То есть, Меркель договаривается и колеблется, а процесс все равно идет.


ВЕК



Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости мира
ТЕГИ: ФРГ,Северный поток,Ангела Меркель,газопровод,Рекс Тиллерсон
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.