Власник сторінки
Народный депутат Украины, "Оппозиционная платформа - За жизнь"
Не прекращаются протесты в Беларуси
с требованием отставки Лукашенко. Первого сентября была предпринята попытка втянуть в национальное забастовочное движение школы и университеты. Вывести их на улицы. Ответ на вопрос: «зачем им это нужно?», всерьез протестующих не заботит. Надоел, устали, хотим другого. Перемен требуем.
От чего устали? От стабильности? От социальной защищенности? От хороших дорог, гарантированной занятости, низких цен на коммуналку, господдержки предприятий? Ведь как не крути, а все это ныне не доступное Украине и ее жителям, во многом персональная заслуга Лукашенко. Уйдет он, останется ли все это? Ставшее таким привычным, будто было всегда. И уже никуда не денется. Так ли будет? Или совсем не так?
Похоже, что часть беларусского общества не заморачивается тем, что перемены, которых они так слепо жаждут, могут стать приговором экономике. А вместе с ней и социалке. Как это случилось у нас, после госпереворота 2014-го года.
Судьба национального лидера и оценки его решений зачастую определяется выбором меньшего зла в реальных исторических обстоятельствах. И чем оно по итогу меньше, тем польза для страны – выше. Собственно и развитие общества, в позитивном смысле, происходит от большего зла к меньшему, еще меньшему, совсем малому. Но видится это чаще всего со временем. Иногда, спустя годы или десятилетия. Так, например, сегодня идет массовая переоценка советского периода. Его высочайшей социальности. Теперь недоступному рядовому украинцу. С бесплатными квартирами, медициной, образованием…
Внутренняя политика Лукашенко во многом была реакцией на тот беспредел, которым болело всё постсоветское пространство. Когда закрывались тысячи предприятий, миллионы людей оказывались на улице, национальные валюты дешевели быстрее, чем бумага, на которой они печатались. Лукашенко в этих обстоятельствах сумел не только сохранить заводы, фабрики и рабочие места, но и существенно обновить всю линейку производимой продукции. Доведя качество до мировых стандартов. За счет очень жесткой внутренней политики. Тотального контроля и вмешательства государства в экономические процессы. Мог ли он поступить иначе? В рамках поставленной им себе задачи – нет. Теперь такой подход считается злом. Но оно точно меньшее, чем полная деиндустриализация, массовая безработица, продажа земли и суверенитета, как у нас.
То же было с карантином. Беларусский президент не побоялся от него отказаться. И что показал опыт соседей? У кого-то жесткие карантинные меры остановили ковид? Нет. А экономика просела у всех. Какое зло по итогу выбрал Лукашенко? Опять меньшее.
Вот и с протестами. Если бы ОМОН не остановил возможность перерастания его в кровавую фазу в зародыше, то что было бы с Беларусью сейчас? Пылала бы Майданом и «домами профсоюзов»? Какое зло меньшее? И какой выбор у президента из двух? Ведь в любом случае выбирается зло. И кто-то от него пострадает. Затаит обиду. Не простит личное. А виноватым все равно будет президент. Которого нужно менять. Чтобы зла не было вообще. Но ведь такого в реальной жизни не бывает. Украинский опыт последних шести лет этому точно учит. Но не беларусов. Что неудивительно. Ведь и в Украине многие так ничему и не научились…
Недавно Дональд Трамп заявил: «Когда вы капитулируете перед толпой, вы получаете не свободу, а фашизм. И это происходит – везде».
По моим ощущениям, за этим утверждением президента США четко просматривается след украинского опыта «Революции Достоинства».
Лукашенко не капитулировал перед «толпой», в отличие от своего коллеги Януковича. И потому у Беларуси есть шанс избежать скатывания в фашизм, как это случилось у нас. Оценят ли это по достоинству его современники? Едва ли. Но со временем – точно поблагодарят. Как мы сегодня благодарны нашему счастливому детству и юности в СССР.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.