Смотрите, как интересно получается.
Возьмем — и обнаружим в ней радостную и приятную стабильность. Оказывается, что доля зарегистрированных смертей от выявленных случаев заболевания колеблется в очень узком диапазоне от 0.7% до 1.1%, никогда не выходя за его пределы. (Столбец %смертей прилагаемой таблички). Это уровень, который на первых этапах распространения пандемии демонстрировали Германия, Южная Корея, Израиль — страны с отличной системой здравоохранения, которые все приводят в качестве примера успешной борьбы с коронавирусом.
Причем сейчас уже цифры во всех этих трех странах стали похуже, на уровне 1% они не смогли удержаться. А вот Россия держится, абсолютно стабильно. Здорово как!
Но постойте. Постойте.
Нет ведь никакого смысла считать отношение числа умерших сегодня к выявленным сегодня! Умирают люди, как правило, после длительной болезни. Сначала коронавирус выявляют, потом человеку становится хуже, потом за его жизнь сражаются, дают кислород, подключают к ИВЛ — и потом, иногда, увы, пациент умирает.
Российская медицинская статистика не дает нам данных о том, сколько в среднем находятся в больнице пациенты с тяжелой формой, прежде чем их выписывают — или прежде чем они умирают. Поэтому давайте навскидку возьмем среднее значение в 14 дней от подтверждения до возможной смерти (забегая вперед скажу, что можно взять 8, 10, 12 дней — не суть, обнаруженный мной статистический феномен в официальных данных никуда не денется). Этот период в 14 дней соответствует большинству опубликованных историй умерших пациентов.
А теперь давайте посчитаем долю умерших сегодня от числа зарегистрированных новых случаев 14 дней тому назад. Как интересно! Стабильности как будто и не бывало. (Смотрим на предпоследний столбец таблицы).
Мы видим, что по официальным данным, например, за 10 апреля умерло 9.2% от числа пациентов, заболевших за 14 дней до того (27 марта). И дальше эта доля неравномерно, но стабильно, снижалась, снижалась, снижалась... И вот сегодня уже умерло всего 2.9% от выявленных случаев 14 дней назад (9 апреля).
Хм. А почему? Стали втрое лучше лечить?
Еще более рельефная картина получается (последний столбец таблицы), если мы посчитаем долю умерших сегодня от всех выявленных случаев к дате на 14 дней до того. То есть 9-10 апреля умирало каждый день около 1.5% от общего количества пациентов, которые считались заболевшими по состоянию на дату двумя неделями ранее, потом несколько дней этот показатель стабильно держался в районе 1%, а вот три дня назад он стал стремительно падать и упал сегодня аж до 0.4%. Вчетверо!
А что у нас было три дня назад? Ну, например, было сказано, что мы близки к пику, скоро возьмем эпидемию под контроль и «выйдем на плато».
Сравните на картинке: зеленый график — это очень стабильная смертность «день ко дню», а голубой график — это смертность «сегодня ко всем болевшим две недели тому назад». Разница бросается в глаза.
Скажем честно: данных пока очень мало, чтобы делать какие-то радикальные выводы. Надо наблюдать дальше. Пока это просто очень подозрительный статистический артефакт, который требует какого-то объяснения.
Увы, одним из объяснений могла бы быть установка на занижение реальных цифр по смертности (указание других причин смерти для пациентов, скончавшихся от коронавируса), появившаяся несколько дней назад. Если такая гипотетическая установка имела бы место, она привела бы к именно такому поведению данных на графике.
Какие еще могут быть объяснения? Формулируйте ваши гипотезы. Ну и давайте несколько дней последим, как эти цифры дальше будут себя вести.