Чего мы боимся

19 квітня 2020, 10:52
Власник сторінки
заместитель директора компании SOCIOPOLIS: SOCIAL, POLITICAL & MARKET RESEARCH
0
Чего мы боимся

Страх – одна из древнейших человеческих эмоций, роднящая нас с животным миром. Страхи характеризуют нашу личность в не меньшей, а может и в большей степени, чем наши предпочтения.


Это, не собственно о страхе как знакомой всем реакции испуга, а о патологическом, навязчивом, не соизмеримом с реальной опасностью страхе – фобии. Фобии могут быть вполне самостоятельным явлением, а могут быть частью симптоматического комплекса, чаще всего тревожных расстройств. Многие из них изводят людей на протяжении всей жизни, а некоторые, внезапно возникнув, так же внезапно исчезают, словно мы переболели гриппом. Таковы почти все массовые фобии. После снятия блокады Ленинграда выживших жителей города долгое время беспокоил страх голода. Прямо сейчас во многих странах быстрее чем вирус распространяется «коронафобия». Например, в США 31% взрослых американцев боятся заразиться коронавирусом (среди людей младше 30 лет их ещё больше), не имея возможности оценить реальную вероятность заражения, которая, конечно, не настолько высока, чтобы почти каждый третий взрослый житель Штатов находился под угрозой. 84% американских родителей испытывают фебриофобию или боязнь лихорадки: волнуются, теряют сон и покой, когда у их детей повышается температура. Хотя на рациональном уровне многие понимают, что температура у детей может быть связана со многими совершенно безвредными физиологическими процессами, а в случае заболевания умеренно повышенная температура тела свидетельствует о том, что организм ребёнка активно борется с инфекцией.

Правда, с точки зрения психологии и психиатрии назвать перечисленные социальные страхи фобиями можно с некоторой натяжкой, так как под специфическими фобиями чаще всего подразумевают именно навязчивую, непреодолимую, доставляющую дискомфорт (и даже в отдельных случаях приводящую к инвалидности) боязнь определённых предметов, явлений, людей, животных. Страдающий фобией человек может испытывать безотчетный, беспричинный страх, сопровождаемый невротическими симптомами (потливостью, дрожью, ознобом), перед самыми обычными ситуациями. Часто даже не перед самими ситуациями/объектами, а перед их изображениями.

От специфических фобий ежегодно страдают около 6-8% населения на Западе и приблизительно 2-4% людей в Азии, Африке и Латинской Америке. Обычно манифестация фобии приходится на возраст от 10 до 17 лет. По мере увеличения возраста вероятность развития расстройства уменьшается. Американское исследование, проведенное Национальным Институтом Психического Здоровья (NIMH) установило, что в среднем от 8,7% до 18,1% жителей США страдают теми или иными фобиями. Причём не только в США, но и во всём мире к этим расстройствам более склонны представительницы прекрасного пола (26,5% среди женщин и 12,4% среди мужчин). Специфическая фобия с одним объектом страха среди взрослых фиксируется у 21,2% женщин и у 10,9% мужчин.

Множественные фобии наблюдаются у 5,3% женщин и у 1,5% мужчин. Женщины почти в четыре раза чаще страдают от навязчивого страха перед теми или иными животными в сравнении с мужчинами (12,1% и 3,3% соответственно). Это делает фобии самым распространенным психическим расстройством у женщин всех возрастных групп. В то же время фобии занимают второе место по распространенности среди психических расстройств среди мужчин старше 25 лет. Весьма подвержены специфическим фобиям дети.

Специфические фобии чаще наблюдаются у жителей стран «золотого миллиарда», особенно в США, женщин, людей младше 30 лет, женатых/замужних, со средним или средним специальным образованием, но без высшего, работающих, с низким доходом. Вот типичный портрет жертвы навязчивого панического страха: молодая замужняя американка без высшего образования, занятая на низкооплачиваемой работе. Другой полюс – это социально-демографический портрет типичного человека, свободного от фобий: пожилой разведённый мужчина из азиатской страны «третьего мира», с высшим образованием и высоким уровнем дохода.

Самыми распространенными специфическими фобиями в современном мире являются: никтофобия (страх темноты) – до 8-10% лиц старше 18 лет и ещё больше маленьких детей испытывают страх темноты; акрофобия (страх высоты) – 5-7%; музофобия (боязнь грызунов, в основном мышей и крыс) – до 12% среди женщин, среди мужчин неизвестно, по некоторым данным, меньше 2%; клаустрофобия (боязнь замкнутых пространств) – 4-7%; арахнофобия (боязнь пауков) – 4-6%; энтомофобия (боязнь насекомых) – 4-6%; гематофобия (боязнь крови) – 4-5%; офидиофобия (боязнь змей) – 3-5%; аэрофобия (боязнь летать самолётами) – 3-4%; аутофобия (боязнь одиночества) – 3-4 %; гидрофобия или аквафобия (боязнь воды) – 2-4%; астрафобия (боязнь грозы и молний) – 3%; глоссофобия или пейрафобия (боязнь публичных выступлений) – около 3%; кинофобия (боязнь собак) – 1,5-3,5%; некрофобия (боязнь покойников и всего, что связано с ними) – до 2%; мизофобия/гермофобия (боязнь грязи, микробов и заражения) – точных данных нет, но не меньше нескольких %.

Каковы же механизмы и причины возникновения специфических фобий? Учёные считают, что за их формирование отвечают «древние» части нашего мозга, входящие в состав лимбической системы – префронтальный кортекс и миндалевидное тело. Чтобы лучше понять фобии и разработать способы их преодоления, необходимо продолжить изучение этих необычных и до сих пор не до конца понятных структур. Основные научные теории возникновения фобий следующие: наследственная предрасположенность к расстройству (конститутивная тревожность, психические заболевания); модель закрепления условного рефлекса по Павлову с некоторыми модификациями, связанными с особой ролью лимбической системы мозга; усвоение поведенческой модели страдающих фобией взрослых, преимущественно родителей или других значимых взрослых; эволюционные страхи (например, боязнь темноты, грома и молний, боязнь пауков и змей). Если не принимать во внимание первую теорию, которая хорошо объясняет случаи множественных фобий, но плохо применима к единственному специфическому страху, то остаются условно-рефлекторная, поведенческая и эволюционная теории. В последнее время в связи с ростом влияния эволюционной психологии большуЮ популярность приобретают эволюционные объяснения, которые находят подтверждения в экспериментах с приматами и младенцами – по крайней мере, в отношении страха пауков и змей. В соответствии с эволюционной теорией мы унаследовали фобии от древних людей или даже от предков человека, которым запечатлевшийся в «генетической памяти» страх определённых животных и ситуаций помог выжить. Однако если теория окажется верной, то эволюция сыграла с нами злую шутку: в мире, в котором убивают и калечат огнестрельное оружие, наркотики, алкоголь и автомобили люди продолжают паниковать при виде безобидных для современного человека змей или вовсе полезных пауков. Не являются исключением из общего правила и те, кто приобрёл всемирную известность, манипулируя человеческими страхами.

Вот список личных фобий, собственноручно составленный Стивеном Кингом в 1973 г.:
1. Боязнь темноты.
2. Страх перед мягкими вещами.
3. Боязнь обезображивания.
4. Боязнь змей.
5. Боязнь крыс.
6. Боязнь закрытых пространств.
7. Боязнь пауков, мух и жуков.
8. Страх смерти.
9. Боязнь других людей (паранойя).

Кто бы мог подумать, что король ужасов окажется таким трусишкой? Хотя с другой стороны лучше всего умеет вызывать страх тот, кто его понимает. Исходя из приведённого нами выше списка специфических фобий можно дать совет писателям, сценаристам и режиссёрам в жанре ужасов – больше внимания уделить использованию атмосферы непроглядной тьмы, описаниям и ракурсам высоты, сценам с крысами, пауками и насекомыми).

Если же говорить серьёзно, то уместно поставить вопрос, зачем нужно изучать фобии. Во-первых, для того, чтобы помочь людям, которые ими страдают, а это довольно значительная прослойка населения, особенно среди женщин. Навязчивые страхи существенно снижают качество жизни, мешают социальной адаптации, затрудняют выполнение служебных обязанностей (существующие методы терапии эффективны только в 20% случаев). Во-вторых, знание основных фобий может быть использовано для повышения эффективности как мотивирующего, так и демотивирующего посыла рекламы, агитации и пропаганды. В-третьих, раскрытие природы фобий поможет лучше понять наш собственный мозг, его работу и эволюцию. Наконец, в-четвёртых, распространённость фобий, как оказалось, маркирует политические различия, что делает их одним из перспективных инструментов для политтехнологов. Так, сторонники демократов в США достоверно больше боятся животных, крови и игл, незнакомцев и клоунов. Скажи мне, чего ты боишься – и я скажу, за кого ты проголосуешь на выборах)). 
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: страх,психоанализ,фобия,Социоапатия
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.