Свобода и безопасность: как власть навязывает нам ложный выбор

06 січня 2019, 07:31
Власник сторінки
0

3 января 2019 года были обнародованы данные опроса, проведенного Украинским институтом социальных исследований имени Александра Яременко и Центром «Социальный мониторинг» с 16 по 22 декабря 2018 года,

по поводу предстоящих президентских и парламентских выборов, а также некоторых мировоззренческих настроений украинцев.

Свобода не для каждого слова

Обратите внимание, что в ходе опроса респондентам предлагали ответить на вопрос, что они предпочтут – порядок или свободу слова. 18,2 % ответили, что Украине необходимо больше демократии и свободы слова, даже если это будет в ущерб порядку, а 69,8 % заявили о том, что ради порядка можно пожертвовать свободой слова.
При этом сыграть на таких настроениях населения у действующей власти вряд ли получится. 68,3 % считают, что дела в стране развиваются в неправильном направлении. Антирейтинг Петра Порошенко (здесь можно спорить, это антирейтинг личный или власти в целом) превышает аналогичный показатель других политиков, составляя 51,9 %.
А ведь последние 5 лет власть предпринимала как раз такие попытки – ущемление свободы слова в обмен на гарантии безопасности. Аннексия Крыма, боевые действия на Донбассе позволили заявить о необходимости сплотиться вокруг власти, защищающей страну… и объявлять враждебными любые проявления недовольства. При этом Порошенко, не стесняясь, записал в список своих заслуг «нечувану свободу слова», что само по себе стало мемом. Активное участие в формировании этой по-настоящему гибридной конструкции приняли и видные журналисты, и так называемые медиа-активисты. Да, практически прямо говорили они, свобода слова – она только для правильных журналистов и блоггеров.
Понятно, что подобной «свободой слова» большинство граждан Украины пожертвуют с лёгкостью. Но значит ли это, что украинцам в принципе безразличны такие понятия как свобода высказываний и право на критику власти? Конечно же, нет.

Шуты и правдорубы
Сразу после безоговорочного лидера президентского рейтинга Юлии Тимошенко (18,6 % среди тех, кто определился и пойдёт голосовать) следует Владимир Зеленский (15,0 %). Напомним, что опрос проводился ещё до новогоднего заявления Зеленского.
Кажется, основным аргументом оппонентов Зеленского станет то, что «клоун не может быть главнокомандующим». Но Зеленский – не клоун. В массовом сознании он играет ту же роль, что в средневековой политике играл шут (и дальше мы будем употреблять это слово как характеристику социальной роли) – зачастую единственный человек, кто мог честно высказываться по болезненным вопросам. Определение украинской политической системы как неофеодальной, популярное у отечественных политобозревателей, заставляет обратиться именно к этим историко-политическим аналогиям.
А теперь возникает вопрос: почему только у шута есть такая возможность? Со Средневековьем всё ясно. Ну, а олигархический характер политической системы Украины и «успехи» свободы слова лишают миллионы украинцев надежды на создание системной и конструктивной альтернативы действующей власти.
При этом в обществе сегодня есть запрос и на шутов, и на правдорубов. Избиратели разницу между шутами и правдорубами осознают очень хорошо – просто выражают её на простом языке, а не с помощью политических терминов. Скажем, прошлым летом мы проводили фокус-группы – и они четко показали, что избиратели считают Зеленского шутом, а Рабиновича – правдорубом. Вот такая вот существенная разница в восприятии.
И да, на самом деле нет противоречия между такими понятиями как «свобода слова» и «порядок». Протестный электорат ждёт, что кандидат в президенты не только будет говорить о проблемах Украины, но и предложить, как решить самые острые из них – война на Донбассе, экономические катаклизмы, дикий уровень преступности, развал промышленности, массовая безработица.
Поэтому столь успешным стало состоявшееся по инициативе Медведчука объединение двух самых рейтинговых оппозиционных кандидатов, где Бойко ведёт партию опытного менеджера и производственника, а Рабинович – политика-правдоруба. В итоге самые рейтинговые политики Антимайдана работают на общий результат, а не растягивают голоса друг у друга, как Мураев, Вилкул и другие.
Именно этим можно объяснить рост рейтинга Юрия Бойко – сегодня он занимает третье место в списке кандидатов в президенты. Причем за две недели, прошедшие после первого опроса Института Яременко и «Социального мониторинга», Бойко нарастил свой рейтинг еще почти на 1 % - до 11, 8 %.
Что крайне важно, Медведчук еще до определения фигуры кандидата от оппозиции предложил оппозиции объединяться вокруг идеологии, которая востребована избирателем Антимайдана / Юго-Востока – урегулирование конфликта на Донбассе, прекращение грабежа населения властью, восстановления нормальных отношений с соседями.
Именно поэтому сегодня на всех телеканалах – и провластных, и оппозиционных – громко заговорили о мирном урегулировании, пагубности внешнего управления со стороны США и ЕС и угрозах долговой кабалы перед МВФ. А ведь еще недавно, до того как Медведчук сформулировал идейные принципы для Антимайдана / Юго-Востока, люди просто боялись об этом открыто говорить.

Мир невозможен без диалога

Ещё одним важным фактом, заставляющим вспомнить о свободе слова,  является ответ украинцев на вопрос «Какими качествами должен обладать будущий президент?» Наиболее важной для украинцев – 56 %  – является способность нового президента остановить войну. Соответственно, кандидатов будут оценивать и с точки зрения таких критериев как а) желание прекратить войну; б) возможности, чтобы реализовать план по мирному урегулированию.
Если оценивать кандидатов по этим критериям, то Юрий Бойко выглядит наиболее солидно – потому что одним из основателей «Оппозиционной платформы» является Виктор Медведчук, автор плана мирного урегулирования для Донбасса (известного на Западе как «формула Штайнмайера»).
Наконец, интересно будет проследить, как санкции России повлияли на позиции «политических сотрудников» Рината Ахметова. Руководство РФ явно дало понять, кого из политической элиты Украины считает недоговороспособными – и в этом списке Яценюк, Парубий, Турчинов и другие представители Майдана соседствуют с такими политиками как Евгений Мураев, Борис Колесников, Александр Вилкул и другие. Пока же (опрос проводился до 25 декабря) «ахметовские» остатки «Оппозиционного блока» продолжают заметно уступать «Оппозиционной платформе «За жизнь» - 2,7 % против 11,3 % соответственно. А глядя на рейтинг Александра Вилкула ниже статистической погрешности, возникает вопрос – зачем его вообще выдвигать в президенты. Потому что никаких шансов выиграть у него нет, а вот навредить общему делу он может, отрывая голоса у Бойко. 
Однако сама ситуация с запросом общества на прекращение войны вновь заставляет вернуться к  проблеме свободы слова, которая на самом деле является важнейшей составляющей мирного урегулирования.
Ведь именно «борьба за умы» населения неподконтрольной части Донбасса, ментальное объединение Украины – одно из важнейших условий реинтеграции Донбасса. Об этом часто говорила и действующая власть. Однако, как и в случае со «свободой слова», это выглядело, как попытка распространить на жителей неподконтрольного Донбасса  ту же пропаганду, которая в основном неэффективно работала даже на территории «большой» Украины.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.