ТОП-100 рейтинга влияния как зеркало украинской действительности

28 грудня 2018, 19:32
Власник сторінки
0
54

Журнал "Корреспондент" традиционно к концу года составил список 100 самых влиятельных украинцев уходящего 2018-го.

Сам список уже успел широко разойтись по Сети, традиционно основное внимание уделяется отдельным персонам списка, и, в особенности, из первой десятки.

Но мне хотелось бы поделиться с читателями блога рассуждениями об общих тенденциях украинской политики. Потому что, на мой взгляд, рейтинги самых влиятельных людей достаточно четко иллюстрируют актуальные тенденции украинской политики.

Те же лица

Уже традиционно – в рядах лидеров рейтинга изменений почти нет. Безусловно, по итогам 2019 года картина может быть новой – но не столь принципиально, как по итогам 2014-го, это уж наверняка. И это может быть поводом для достаточно серьёзных обобщений о проблемах с социальной мобильностью в Украине… но на мой взгляд, ни к демократии, ни к социальной мобильности подобные рейтинги сами по себе отношения не имеют. При сменяемости власти на выборах, отсутствие резких встрясок в межвыборный период формально говорит как раз об определённой стабильности, необходимой для функционирования демократической системы.

А пока всё же рассмотрим знаковые изменения, произошедшие за прошедший год. Примечательно, что глава Верховной Рады Андрей Парубий (11 место) пропустил вперёд главу СНБО Александра Турчинова (7 место). Это следствие снижения влиятельности парламента как такового. Все основные решения сегодня принимаются за стенами Верховной Рады, а затем лишь утверждаются депутатами, иногда даже без соблюдения приличий.

Резко подрос Владимир Зеленский (с 33 на 20 место) – это было еще до интервью Гордону, когда эксперты, работавшие над рейтингом, не знали точно, будет ли он баллотироваться в президенты. Лично для Зеленского это прорыв – но одновременно это и подтверждение тенденций, уже обозначившихся в прошлом году. Популярный деятель шоу-бизнеса при известной поддержке олигархов легко может конвертировать популярность у зрителей в симпатии избирателей. Тенденция, в целом, общеевропейская, а насколько она окажется стойкой – узнаем уже в 2019 году.

Заметно вырос рейтинг патриарха УПЦ КП, а теперь еще и "почётного патриарха" ПЦУ Филарета (Михаила Денисенко) – с 31 на 21 позицию. Хотя вопрос, удастся ли ему сохранить своё влияние во вновь созданной структуре ПЦУ, остается открытым. Ещё более солидный рывок совершил предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий (Березовский) – с 72 на 31 место – ставший общепризнанным моральным лидером той части украинского общества, которая не поддерживает вмешательство государства в духовные дела.

Обращает на себя внимание и увеличение количества представителей оппозиционного спектра в топ-20 – причём в первую очередь тех, кого связывают с политическим спектром, который выступает против Майдана. Речь в первую очередь о Медведчуке (9), Бойко (15), Лёвочкин (17 место).

Власть – источник власти

Виктор Медведчук, занявший 9 позицию, фактически стал создателем самой рейтинговой из оппозиционных Майдану партий – "Оппозиционной платформы". В 2018 году он добился объединения двух самых рейтинговых кандидатов от условного Антимайдана / Юго-Востока – Юрия Бойко и Вадима Рабиновича. Вследствие своей роли в этом процессе нарастил влияние в Верховной Раде (теперь в той или иной степени на него ориентированы порядка 20 нардепов), а также прорвал негласную информационную блокаду со стороны власти. Объединение оппозиции улучшило рейтинги и союзников Медведчука по этому процессу. Например, Юрий Бойко совершил настоящий прорыв – с 69 сразу на 15 позицию, а Вадим Рабинович поднялся с 48 на 40 место.

На сегодняшний день Медведчук - единственный переговорщик на высшем уровне, с которым разговаривают в Кремле. Поэтому, с учётом доверительных отношений с Путиным, Медведчук способен решать задачи любой сложности.

Актуальный пример – ситуация с украинскими моряками, попавшими в плен в Керченском проливе. Единственным, кто смог обсудить их освобождение напрямую с российским президентом в ситуации, когда Путин отказывается отвечать на звонки Порошенко, стал Медведчук – оба президента публично признали это с разницей в пару дней. Ситуация осложняется тем, что моряки не подпадают под действие Минских соглашений (пункт 6 касается только тех, кто был захвачен на Донбассе). Но, как показывает история, подобные задачи удавалось решать исключительно благодаря Медведчуку (освобождение Надежды Савченко, Игоря Дзюбака и Богдана Марцоня, Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко). Поэтому, как прямо дали понять Порошенко и Путин, если моряков и удастся освободить, то только с участием Медведчука – что, с учётом общественного резонанса, значит многое.

Однако рост влияния представителей оппозиционного лагеря не отменяет того, что в Украине главным источником влиятельности являются высшие государственные должности. Правда, время вносит свою специфику. Неизменное первое место Петра Порошенко предсказуемо, а вот вторая позиция министра внутренних дел Арсена Авакова говорит достаточно много о том, какую роль аппарат насилия играет для украинской политики на её современном этапе.

Несмотря на то, что по Конституции Украина является парламентско-президентской республикой, по факту основную роль продолжает играть президент Пётр Порошенко. Премьер-министру Владимиру Гройсману (4 место) его вялотекущий конфликт с президентом стоил "бронзовой" позиции в виде третьего места в 2017 году. Показательно и то, что рост поддержки населением не конвертируется прямо в политическое влияние – и Юлия Тимошенко по-прежнему занимает 5 позицию, как и в 2017 году.

Просто бизнес

Что по-настоящему неизменно, так это присутствие в рейтинге "100 самых влиятельных" украинских олигархов - Рината Ахметова (3), Игоря Коломойского (6), Виктора Пинчука (10), Вадима Новинского (18). Значительно выросло влияние не только Дмитрия Фирташа, но и Константина Жеваго (с 62 на 27 позицию). Неожиданно, несмотря на щедрые дотации из Госбюджета, снизилось влияние Юрия Косюка (падение с 19 на 46 место), а братья Веревские и вовсе исчезли из рейтинга. Возможно, сам факт дотаций эксперты оценивают как признак их политической зависимости от Банковой.

Высокие позиции таких олигархов как Ринат Ахметов поясняются тем, что он упрочил свои позиции благодаря взаимовыгодному сотрудничеству с властью – как политическому (финансирование Радикальной партии, голосования "ахметовской" части "Оппоблока"), так и экономическому (в первую очередь, схема "Роттердам+"). То же самое можно сказать про Вадима Новинского - сейчас вместе с Ахметовым и Вилкулом они решают важную задачу по расколу оппозиции и выдвижению своего кандидата для избирателя Юго-Востока, который будет отбирать голоса у Бойко. Простая арифметика показывает, что единственный, кому выгоден раскол среди оппозиции - это Петр Порошенко, который из-за Бойко не проходит во второй тур. Понятно, что взамен Ахметов и Новинский, которые помогают Порошенко пройти во второй тур, вправе рассчитывать на ответную благодарность со стороны власти.

О влиянии олигархов на украинскую политику сказано уже достаточно, чтобы повторяться. Мне хочется лишь с грустью отметить, что наличие конкурентности (и, как следствие, политических свобод) в "хрупкой украинской демократии" прямо увязано с их конкуренцией между собой – и готовностью выдерживать в этом процессе некие правила.

Если же говорить о "посольстве США как источнике власти", то никому из основных кандидатов от власти и "оппозиции Майдана" не удалось достигнуть в этом году своей стратегической цели – утверждения в качестве наиболее желательного претендента для "коллективного Запада". Однако нельзя пройти мимо того, что в первом месте Петра Порошенко есть немалая доля его дипломатических умений.  Всё это время ему удавалось профессионально отводить от себя все многочисленные претензии Запада к действующей власти (в особенности, по части коррупции) и смещать фокус в своей деятельности на противостояние с Россией "для защиты европейских ценностей". И пусть ему не удалось стать "лучшим шансом", теперь для Запада, но удалось избежать и опасности списания со счетов – а это, в преддверие выборов, с сохранением пусть ослабленного, но админресурса, немалого стоит.

***

Экономические, административные, силовые, идеологические, административные ресурсы сейчас всё больше становятся ценными постольку, поскольку помогут обеспечить необходимый результат на выборах. А какие из них окажутся более ценными – это уже увидим по итогам 2019 года. Непредсказуемость украинской политики – не хорошо, и не плохо, это её неотъемлемая черта.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.