Выбрав полный разрыв с Вселенским патриархатом, Кремль объявил церковный фронт приоритетным в противостоянии с США.
Поскольку
всю историю с предоставлением автокефалии Украинской православной церкви в
Москве воспринимают не иначе, как спецоперацию злокозненных американцев против
расширения влияния «Русского мира».
Тем, кто воспринимает
происходящее с позиций украиноцентризма, такая трактовка эпопеи «Борьба Киева
за Томос» может показаться далёкой от реальности. И вопиюще не справедливой по
отношению к сумме вложений отечественных церковных иерархов и президента
Порошенко в дело получения Томоса от константинопольского патриарха Варфоломея.
Но, тем не менее, именно так и
только так представляют в Кремле субъектов и объектов противостояния. В
принципе это не всегда однозначно играет против нас. Ведь в Кремле при
выстраивании схем борьбы склонны недооценивать потенциал и возможности
собственно украинцев в достижении сущностно важных для нас целей. На чём сами и
обжигаются - см., например, крах масштабнейшего геополитческого прожекта
«Новороссия» в 2014 году. И даже обжёгшись, продолжают нас полностью «игнорить»
как субъектов борьбы. Впрочем, это их близорукость и инертность. Которые и
дальше играют против них же.
Зато мы, 1) зная реальное
положение дел у себя в стране и 2) понимая, как происходящее видится в Кремле
получаем стратегическое конкурентное преимущество. Которым просто обязаны
воспользоваться для выигрыша в противостоянии с Кремлём.
В данном случае успеха на новых
этапах противостоянии по пути к реализации Мега-цели – получения Томоса. Ведь
выигран пока только первый раунд – получены гарантии готовности Константинополя
единой поместной УПЦ такой документ вручить. Но война ещё не выиграна – нужно
ещё объединительный собор провести, единую церковь создать, главу этой единой
церкви избрать. А также не допустить масштабных провокаций московских
провокаторов разного сорта, обеспечить приход в единую церковь всех желающих из
УПЦ Московского патриархата и т.д. и т.п.
В общем, работы ещё хватит,
вовсю праздновать и трубить в победные фанфары – роскошь непозволительная.
Тем более, что у Москвы помимо собственных инструментов влияния в Украине
и наличия здесь масштабной «пятой колонны» есть ещё возможность обострить
ситуацию на Донбассе. Разыграть римейк крымского сценария – битву за защиту
православных и за украинское наследство Москвы-«Третьего Рима». Чтобы заодно
(как в случае с Крымом) подупавший вследствие проведения в РФ очень
непопулярной пенсионной реформы рейтинг Путина поднять.
Итак, для Москвы события вокруг
предоставления Константинополем украинской церкви автокефалии – всего лишь
частность в её большой картине-пазле глобального геополитического
противостояния с США. Причём здесь она не принимает во внимание не только игру
Киева, но и игру Константинополя. А ведь на украинском полигоне Вселенский
патриарх Варфоломей показал, что он полностью меняет правила игры во
всём православном мире. И восстанавливает статус, авторитет и влияние
Константинополя как гаранта единства всего мирового православия. А не просто
возвращает себе кусок утраченной территории.
Ключевой вызов для Москвы
видится не в этом (хотя посягательство патриарха Варфоломея на роль и влияние
РПЦ в мировом православии Кремль, конечно, сильно раздражают). А в том, что
американцы начали воевать с Москвой на её «канонической территории» «Русского
мира». Похоже, в Вашингтоне, наконец, поняли, какую значимость церковному
рычагу влияния в камуфляже «Русского мира» и «скреп» придаёт Москва последние
лет десять. И до схватки на украинском плацдарме РФ действовала в этой сфере
фактически без сопротивления, как в своём единоличном владении. История с
украинским Томосом показывает, что эти времена для России закончились – в США
осознали, что карту «Русского мира» и «скреп» надо бить тем же оружием. И раз
уж Москва претендует на роль защитника мирового православия, то здесь её и надо
переиграть. Осознав, США тут же начали действовать на прежде монопольно
российском поле. И быстро добились успеха.
Эффект от согласия
Константинополя дать автокефалию украинцам оказался велик – даже белорусы
начали посматривать в сторону независимости от РПЦ. Которые до того Москве
казались полностью подконтрольными и прогнозируемыми. Не зря московский
патриарх Кирилл (Гундяев) тут же полетел в Минск лично тушить пожар. И
проводить именно там выездное заседание синода РПЦ с принятием в Минске
кардинального решения о разрыве с Константинополем.
Показательно, что белорусский
президент Лукашенко достаточно обтекаемо высказался против раскола, но так и не
обозначил чётко, на чьей он стороне – РПЦ или Украины и Константинополя. Однако
и белорусской церкви, и другим церквям после решения РПЦ о полном разрыве с
Вселенским патриархатом придётся теперь определятся – с кем они.
Именно тут и будет проходить
следующий раунд глобальной геополитической схватки между РФ и США. Каждая из
сторон постарается привлечь на свою сторону максимальное число остальных
православных церквей.
Если список трофеев РПЦ
ограничится ещё всего парой-тройкой номинаций (скорее всего, лишь белорусской и
сербской церковью) – тогда все оставшиеся с Константинополем с полным
основанием смогут называть себя каноническим мировым православием. А РПЦ
и немногие присоединившиеся утвердятся где-то на задворках православного мира.
Продолжая двигаться и дальше по пути самоизоляции и дальнейшего саморазрушения.
Правда, теперь уже не только фактически, но и формально, находясь за пределами
развития мирового православия.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.