Еще несколько лет, и Донбасс будет потерян окончательно

21 червня 2018, 15:32
Власник сторінки
0
3742
Еще несколько лет, и Донбасс будет потерян окончательно

Главы МИД "нормандского формата" договорились дальше договариваться.

Очередная встреча глав МИД в «нормандском формате» – Германии, Франции, России и Украины – принесла, по сути, один только результат. Министры договорились, что нужно продолжать встречаться дальше, чтобы договариваться.

Однако сказать, что встреча была полностью безрезультатной, будет не совсем правильно. Практического результата нет – это факт. Но последняя встреча показала, что позиции трех стран – Германии, Франции и России – сближаются по вопросу реализации Минских соглашений. В то время как Украина остается в одиночестве и, по сути, основные мировые игроки ждут, чтобы через год попытаться договориться по Донбассу уже с новой украинской властью.

Главная на сегодняшний день проблема Минских соглашений – это отсутствие четко прописанной дорожной карты, с временными отрезками, четко прописанной ответственностью и соответствующими методами воздействия на тех, кто не выполняет на себя взятые обязательства. Кандидат №1 на статус «дорожной карты» - это «формула Штайнмайера», известная как экспортное название для плана Медведчука. Согласно плану Медведчука, Украина должна на первом этапе принять следующие законы:
- об амнистии для всех участников событий на Донбассе;
- о выборах на территории Донбасса;
- об особом самоуправлении для особых районов Донбасса;
- о внесения соответствующих изменений в Конституцию в части децентрализации государственных полномочий.

Все эти пункты обсуждаются уже четвертый год подряд. Другое дело, что во временном порядке Минские соглашения давно уже просрочены. Более того, если даже предположить, что будет принята дорожная карта, которую согласуют Киев и Москва (в первую очередь), нет никаких гарантий, что она тоже заработает. И проблема здесь в том, что одна из сторон категорически отказывается выполнять взятые на себя обязательства. Речь, понятно, об Украине. А сама украинская власть за пределами страны и внутри нее умудряется озвучивать диаметрально противоположные месседжи. Если на международной арене Климкин и другие регулярно заявляют о «безальтернативности Минских соглашений», то официальная пропаганда через центральные СМИ доказывает, что «Минские соглашения невыгодны, поэтому их не надо выполнять».

Проблема в том, что в Украине создана такая политическая конфигурация, которая не позволяет власти воплотить в жизнь обязательства Украины по Минским соглашениям. Но для международных игроков оправдания малоинтересны. Если власть не может реализовать свои обязательства, тогда на международной арене она считается недоговороспособной.

 Собственно, поэтому на ближайший год реальных подвижек по Минским соглашениям может и не быть. Могут быть жесты доброй воли, вроде массового обмена пленными (обмен пленными между Киевом и самопровозглашенными республиками Донбасса - это пункт №6 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений»). Может произойти новое обострение на Донбассе или, наоборот, официальная пропаганда заговорит о том, что «надо договариваться». Но кардинальных перемен ждать не стоит.

Но если мы говорим о мирном урегулировании и возвращении Донбасса в Украину, Минские соглашения останутся безальтернативными и для следующей власти. Да, могут быть добавлены какие-то уточнения и компромиссные согласования. Но базовые пункты – амнистия, выборы, самоуправление и децентрализация – останутся ключевыми пунктами повестки дня.

Поэтому самый большой риск для Украины - это потеря времени. Мировые примеры показывают, что чем дольше две части одной страны живут по отдельности, тем меньше шансов на их естественное воссоединение. Например, Тайвань и Китай, Приднестровье и Молдавия, Сингапур и Малайзия - все эти страны когда-то были едиными государствами.

В современной истории есть два примера успешного объединения – это Германия и Йемен. ЛДНР и Украину, точно так же, как Украину и Россию, идеологии не разъединяют. Все мы живем в капиталистических странах. Конфликт носит мировоззренческий характер, в котором на первый план выходят вопросы языка, национальности, а в последнее время еще и религии.

И если официальный Киев не найдет точки соприкосновения, то и шансы на объединение Украины с неподконтрольной частью Донбасса с течением времени будут стремительно уменьшаться.

Если и следующая власть не сможет найти пусть и болезненные, но в стратегическом плане взаимовыгодные компромиссы, то ЛДНР окончательно обретет собственную идентичность, которую интегрировать в Украину будет практически невозможно.

Если исходить именно из интересов Украины, необходимо признать, что «формула Штайнмайера» / план Медведчука остается безальтернативным в плане возвращения Донбасса в Украину. Другого плана, согласованного и признанного на международном уровне (включая ООН), нет и не будет. Соответственно, если мы говорим о возврате Донбасса мирным путем, то другого способа, нежели выполнение Минских соглашений, не существует. Другое дело, что реальные подвижки могут быть только после того, как кардинально изменится расстановка сил в украинской политике. 

Речь идет о том, чтобы украинская власть могла полноценно осуществлять государственные полномочия, восстановив монополию государства на насилие. И второе условие – это адекватная оценка того, что происходит в мире. В смысле, что надо уходить от иллюзий, вроде «весь мир с нами». Любая другая власть, адекватно оценивающая место нашей страны на карте мира, сможет решить и вопрос по урегулированию конфликта на Донбассе.

При этих наличии этих двух условий, Украина сможет вернуть Донбасс мирным путем.
Что касается текущего года, то по-прежнему остаются высокими шансы, что состоится следующий раунд массового обмена пленными. Для конкретных людей – самих пленных и их близких – это самый важный вопрос на сегодняшний день. В декабре 2017 года благодаря прямым переговорам Путина и Медведчука, удалось провести обмен пленными между Киевом и самопровозглашенными ДНР и ЛНР по формуле «306 на 74», когда на территорию Украины с Донбасса вернулись 73 человек (еще одна женщина вышла на свободу, но решила остаться в Донецке).

Обмен пленными - это пока единственный пункт Минских соглашений, который, пусть и с пробуксовками, но выполняется. Учитывая, конечно, что Минские соглашения позволили прекратить полномасштабную войну.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.