Мюнхенское одиночество Украины

22 лютого 2018, 06:45
Власник сторінки
Политический эксперт
1
Мюнхенское одиночество Украины
Иллюзия полноты. Картинки стульях вместо людей.

Мюнхенская конференция по безопасности завершила свою работу. Её знаковыми смыслами для Украины оказались «одиночество», «отсутствие интереса». К сожалению. Это признак кризиса внешней политики.

В целом Украине был посвящено немало встреч, и некоторые из них проходили без участия украинских представителей. Например, встреча спецпредставителя США Курта Волкера с министром иностранных дел Беларуси Владимиром Макеем. Или, например, встреча генсека ОБСЕ Томаса Грэмингера с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым.   

Для украинской делегации во время Мюнхенской конференции случились два неприятных обстоятельства. 

Во-первых, пустой зал во время выступления президента Петра Порошенко.

Во-вторых, история того, как не состоялась встреча министров иностранных дел государств «нормандской четвёрки». 

 

Почему зал был пустой?.

Тому видится следующее объяснение.

1. А сколько можно слушать одно и то же? То, что говорил президент в своём выступлении на Мюнхенской конференции, по содержанию мало отличается от всего того, что он говорил в течение последних трёх лет на всех давосских и иных форумах, на предыдущих мюнхенских конференциях, во время посещений ООН, Брюсселя, во время встреч с руководителями ЕС и западных государств.   

Тем более, что менее месяца назад в Давосе проходил форум, президент там выступал, не сказав почти ничего нового, чего не было в выступлении в 2017 году.

2. Помощники и советники президента П.Порошенко почему-то решили, что «сильная позиция» демонстрируется с помощью поучений, увещеваний, заклинаний в адрес партнёров в вопросах их внешней политики. Причём, эти поучения иногда граничат упрёками и даже обвинениями. В любом случае, поучительно-увещевательные в отношении западных партнёров, вообще других государств, и просто в отношении других людей – выглядят бестактно.

Но кто-то в окружении президента, вероятно, не осознаёт этого. Поэтому во внешней политике Украины с 2016 года наблюдается усиление этих поучительно-назидательных тональностей в международной политике.   

Никто не любит, когда его поучают, никто не любит высокомерия по отношению к себе, особенно – от зависимых от себя людей.

3. Было бестактно пытаться снова «открыть глаза» Западу на внешнюю политику России. Там и так всё знают, потому что имеют свои мощные аналитические центры и спецслужбы. История государственности основных западных партнёров Украины насчитывает несколько столетий. Эта история была полна конфликтов и войн. В том числе – это история отношений с Россией. США, Франция, Германия и ряд других государств стояли у истоков современного международного права, формировали это международное право. И у этих государств есть своё видение относительно России, и на основе этого видения они ввели санкции.  

4. Официальные лица Украины в течение последних лет очень много раз произносят на международных мероприятиях слово «Россия». Отношение Запада к России из-за этого не изменилось, но зато, вероятно, усилилось раздражение в адрес того, кто это слово постоянно произносит.

Кроме того, «борьба с российской агрессией» уже давно стала очевидным средством для оправдания того, почему многие реформы в Украине не проводятся.

Именно поэтому слова о России, часто произносимые украинскими политиками, могут уже восприниматься на Западе как попытка увести внимание от проблем с реформами. Либо даже как отказ проводить реформы. 

5. Выступление П.Порошенко в Мюнхенской конференции состоялось на фоне некоего кризиса в отношениях Украины и Запада из-за недостаточности реформ. Это кризис начался ещё осенью 2017 года, и некоторые официальные представители Запада даже заявили об «откате в реформах». Преимущественно это касалось Антикоррупционого суда и других вопросов борьбы с коррупцией. К февралю позиция украинского руководства не изменилась, что было однозначно понятно по мероприятиям, прошедшим в Давосе.

Выступление президента на Мюнхенской конференции продемонстрировало неизменность позиции в вопросах Антикоррупционного суда, а именно – отказ учитывать требования к упомянутому суду, на которых настаивают западные партнёры, МВФ, ВБ.    

Слишком показательным был отказ министра иностранных дел Дании давать оценку украинским реформам. 

 

Почему не состоялась встреча министров «нормандской четвёрки»?.

Изначально были сомнения в том, будет ли встреча? Сомнительно, чтобы у глав МИД Франции и Германии был интерес в том, чтобы тратить своё время на встречу ради самой встречи. Трата времени оправдана, если встреча проходит в форме конструктивного обсуждения вопросов, способных обеспечить прорыв в реализации Минских соглашений. 

Если исходить из итогов последней встречи Курта Волкера с помощником российского президента Владиславом Сурковым, то возможности для такого прорыва не появились. Минский процесс находится в том же тупике, в котором оказался в конце 2016 года. Решения и согласования, достигнутые лидерами четырёх государств во время саммита в Берлине (19-20 октября), до сих пор остаются нереализованными.

То есть, было потрачено много времени на разные подготовительные встречи, визиты, на сам саммит, но в итоге всё ушло, как пар в паровозный гудок. В рамках Трёхсторонней контактной группы должны были разработать компромиссный вариант «дорожной карты» для реализации Минских соглашений, но участники ТКГ между собой не достигли этого компромисса, не захотели этого.

И вот 22 и 30 января министр иностранных дел Украины П.Климкин анонсировал встречу глав МИД государств «нормандской четвёрки». 8 февраля её проведение подтвердил Вольфганг Ишингер.

Повестка дня встречи выглядела вполне прогнозируемой: 

- так называемый закон о реинтеграции/деоккупации, тему которого Россия начала активно использовать сразу же после его принятия (обращаясь за разъяснениями к ОБСЕ и Западу);

- военная ситуация в зоне конфликта (отсутствие режима прекращения огня, необходимость возвращения российских представителей в СЦКК, ситуация с СММ ОБСЕ);

- отдельные моменты возможной миротворческой миссии по «формуле Волкера».

Ну и кроме того, не обошлось бы без обсуждения гуманитарных вопросов, в частности обмена пленными и удерживаемыми лицами. 

Что в этом списке нового, чего не обсуждали в предыдущие разы? Возможный формат миротворческий миссии и закон о реинтеграции.

Для представителей Франции и Германии как-то некомфортно было бы выслушивать вопросы Лаврова относительно этого закона. Тема миротворческой миссии выглядит пока слишком размытой, не достаточно конкретизированной, поэтому разговор о ней мог происходить в форме общей дискуссии, так сказать – в целом.  

И ещё важный для понимания ситуации вопрос: кто был инициатором проведения четырёхсторонней встречи в Мюнхене?  Германия? Украина? Россия? Но однозначно, что не Франция.

В  первый день работы Мюнхенской конференции  (16 февраля) П.Климкин сообщил, что встреча министров «нормандской четвёрки» состоится, но без участия министра иностранных дел Франции Ж.-И. Ле Дриана (вместо него – директор департамента МИД).

Примечательно, что 15 февраля Россия не могла подтвердить своё участие во встрече в «нормандском формате». 

16 февраля появился ещё один «сюрприз» - глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль улетел в Берлин, чтобы там встречать в аэропорту журналиста, которого освободили турецкие власти. А потом была информация о переносе либо отмене встречи по причине плотных графиков. 

В итоге, встреча четырёх министров иностранных дел не состоялась. Но зато состоялась запланированная встреча П.Климкина и С.Лаврова. Она планировалась перед саммитом министров, продолжительностью около 30-ти минут. По факту длилась почти час.

Почему не состоялся саммит «нормандской четвёрки»? Вероятно, что причины в следующих обстоятельствах.

Во-первых, инициатором саммита была Украина.

Во-вторых, ожидаемая повестка дня не содержала ничего кардинально нового, что помогло бы вывести Минский процесс из тупика, снять с «паузы».

В-третьих, было прогнозируемо, что саммит станет очередным раундом обмена упрёками между Украиной и Россией, а представители Франции и Германии в очередной раз окажутся в рои слушателей, декораций и т. п. Однозначно, что Лавров говорил бы о так называемом законе о реинтеграции, нежелании Киева выполнять Минские соглашения, саботаже этих соглашений. И так же однозначно, что Климкин озвучил множество упрёков в адрес Москвы. Часть вопросов накануне озвучила Ирина Геращенко. Сам П.Климкин в начале первого дня работы Мюнхенской конференции озвучил большой список вопросов и претензий, которые он собирается адресовать С.Лаврову. 

То есть, выглядело так, что Украина была инициатором встречи министров  «нормандской четвёрки», РФ не проявляла особого интереса к этой встрече. Саммит прогнозируемо выглядел как очередная склока, как очередная прогнозируемо безрезультатная встреча. Чтобы не тратит время «впустую», главы МИД Франции и Германии решили «красиво» избежать участия во всём этом, предоставив министрам Украины и России возможность обсуждать все вопросы без «зрителей» - в формате закрытой двусторонней встречи.

 

В этой истории может быть ещё один момент – франко-немецкий. У Германии в настоящее время есть исполняющий обязанности министра иностранных дел. И хотя процесс формирования коалиции выглядит скорее оптимистично, чем пессимистично, нет полной уверенности в успешном его завершении. И даже если до конца марта ФРГ получит новое правительство, это не гарантирует, что главой МИД снова будет З.Габриэль. Здесь стоит вспомнить о скандале, из-за которого лидер СДПГ Мартин Шульц ушёл в отставку. И это кадровое обстоятельство, возможно, было одной из причин отказа французского министра от персонального участия во встрече «нормандской четвёрки».  

Если это так, то нельзя исключать, что Габриэль мог негативно воспринять подобную позицию относительно себя. И в таком случае история со встречей освобождённого журналиста могла просто стать поводом для персонального демарша. Тем более, что анонсированная министерская встреча однозначно выглядела – как очередная безрезультатная.    

Косвенным подтверждением для этого «франко-немецкого момента» может быть заявление П.Климкина от 20 февраля о том, что новая дата проведения министерской встречи «нормандской четвёрки» станет известной после завершения формирования правительства ФРГ. То есть, когда станет ясно, кто будет главой МИД. Таким образом, новая встреча четырёх министров может произойти не ранее второй половины апреля.  

 

В целом, срыв ранее согласованной встречи министров в «нормандском формате» стал своеобразной «расплатой» за безрезультативность, отсутствие компромиссов в течение последних нескольких лет. В особенности, это расплата за невыполненные договорённости, которые были достигнуты на саммите лидеров государств в Берлине в 2016 году.  И за отдельные моменты принятого в Украине так называемого закона о реинтеграции.

Эти события «убили» интерес Франции и Германии к мнению и инициативам украинской стороны. США и К.Волкер проходят сейчас тот же «путь», который привёл к «равнодушию» Парижа и Берлина.

Для Украины Мюнхенская конференция чем-то напоминала опустевший сад поздней осенью. Такая себе политическая «осень» в феврале. 

 

Владимир Воля
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: США,Украина-Россия,ОБСЕ,Мюнхенская конференция,нормандская четверка,Курт Волкер
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.