Почему обмен пленными имеет такое значение
25 грудня 2017, 15:57
Сегодняшние новости подтверждают, что шансы пленных вернуться домой еще до НГ действительно высоки как никогда.
Цена вопроса
Практически в любом вооруженном конфликте, вопросы, связанные с обменом пленными, обычно решаются просто и без надрыва. Особенно, когда речь заходит именно об обмене, а не о какой-то односторонней передаче. Но украинская политическая повестка даже в этом, казалось бы, однозначном вопросе, весьма своеобразна. Пленные остаются заложниками не потому, что они представляют хоть какую-то ценность для конфликтующих сторон, а потому, что этот вопрос встроен в Минские соглашения.
И это, кстати, основная причина, почему украинские солдаты до сих пор сидят в подвалах Донецка и Луганска. Обмен пленными по формуле «всех на всех» означает реализацию пункта №6 Минских соглашений. А дальше для «партии войны», объединенной вокруг верхушки «Народного фронта», начинаются совершенно неприемлемые пункты. Во-первых, депутаты Верховной Рады должны будут проголосовать за амнистию участников вооруженных формирований самопровозглашенных ДНР и ЛНР.
Во-вторых, этот же состав парламента должен будет (опять же, согласно Минским договоренностям), проголосовать за особый статус некоторых районов Донецкой и Луганской областей. Под «некоторыми районами» надо понимать территории современных ДНР и ЛНР, которые ультра-националистическому составу ВР 8-го созыва будет предложено наделить официальным статусом.
В-третьих, Киев должен будет согласовать проведение выборов в областные советы Луганской и Донецкой областей, после их слияния с «отдельными районами» самопровозглашенных республик. И то, что эти советы будут, мягко говоря, не совсем лояльны официальному Киеву – это еще относительно терпимо. Но реализация этого пункта Минских соглашений фактически откроет доступ населению самопровозглашенных республик к президентским и парламентским выборам. А это минимум полтора миллиона нелояльных Киеву избирателей, которые способны существенно перекроить политическую конфигурацию в Украине.
И, наконец, четвертое. По Минским соглашениям, официальный Киев должен будет еще и провести децентрализацию в рамках всей Украины. К слову, детально этот пункт в Минских соглашениях не прописан, а потому и каждая из сторон будет в нем видеть то, что хочет. Тот же Петр Порошенко уже неоднократно заявлял, что в Украине осуществлена «мощная децентрализация». В украинской политической тусовке вообще каждый может увидеть черную кошку в темной комнате, даже если не существует не только кошки, но и самой комнаты.
Фактор Медведчука
Учитывая всю эту хронологию действий, которые последуют за обменом пленных, «партия войны», естественно, меньше всего хочет, чтобы солдаты вернулись домой. Нет возврата пленных – нет и мирного урегулирования, потому что нет реализации других пунктов соглашений. Кажется, что все очень просто.
Правда, на этот раз организаторам обмена удалось предложить приемлемый для всех вариант реализации формулы обмен «всех на всех». По замыслу Виктора Медведчука, Киев и самопровозглашенные республики проведут обмен «всех на всех» в несколько этапов. Поэтому заявленный обмен «306 на 74» – станет первым этапом такого «большого обмена». Тот факт, что сегодня главы ЛНР Л. Пасечник и ДНР А. Захарченко в присутствии патриарха Кирилла и Медведчука подтвердили свою готовность выполнить договоренности в ближайшие дни, свидетельствует, что вопрос согласовали не только на уровне глав Украины и РФ, но и Русской православной церкви.
В частности, по предварительным данным с украинской стороны будут переданы на территорию самопровозглашенных республик порядка 300 человек. Что характерно, не все они участники боевых действий на Донбассе. В обратную сторону должно проследовать порядка 70 украинских военнослужащих. Впрочем, среди них также далеко не все военные.
Пикантность же ситуации для Киева в том, что Украина, по сути, меняет одних своих граждан на других. Именно по этой причине в СМИ боевики и сепаратисты неизменно обозначаются эпитетом «пророссийский». Впрочем, во время Чеченской войны, российская сторона проводила схожие манипуляции при обмене с боевиками и вопрос единого российского гражданства для всех участников войны тогда тоже никого не волновал.
Главная же проблема заключается в том, что даже этот обмен далек до полного закрытия вопроса с пленными. По данным списков сепаратистов, в украинских тюрьмах находится порядка 700 сторонников ДНР и ЛНР. Украинская сторона требует вернуть также значительно больше – порядка 150 человек.
Тот же Медведчук вынес предложение разбить на несколько этапов весь процесс по обмену пленными. Сначала идут люди, которые не вызывают нареканий с двух сторон – как основная волна. А затем уже идет точечное согласование по каждой отдельной кандидатуре. Учитывая, что а) у Медведчука есть опыт возврата более 400 пленных в Украину; б) к процессу напрямую подключены президенты Украины и РФ, существует надежда, что обмен действительно пройдет в ближайшие дни. Украинские СМИ, к слову, в один голос прогнозируют, что пленных освободят и вернут к родным и близким еще до Нового года.
И в этой истории крайне важно учитывать еще и моральный аспект. Даже если Минские соглашения в итоге так и не будут реализованы, возвращение по домам пленных – это однозначно доброе дело. Кто бы его ни совершил.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.