70-летию праздника посвящается...
В 1988 году в Украинской ССР добыли 192 млн. тонн угля.
Чем-то далеким, почти библейским веет от этого. Авраам прожил 175 лет, Исаак - 180, а Сидора Петровича из Жмеринки удар хватил в 63. Потому что в 2016 добыто 40! Плюс 12 млн. из ОРДЛО. Это при том, что даже в 2014 году на гора выдали около 65 млн. Подсчитали добычу в 2017 – прослезились: падение к аналогичному периоду прошлого года более чем на 25%.
А ведь еще не так давно был озвучен весьма амбициозный план – выйти на 100 млн. в год. Это при прошлой власти было, поэтому добычу удалось поднять до 86 млн. тонн. Для многих представителей ПР угольный бизнес был не чужим, но и простым шахтёрам перепадало немало. В 2008 году в бытность премьер-министром Украины Ю. Тимошенко, и с ее подачи по сути, был принят закон «Про підвищення престижності шахтарської праці». Он дал шахтерам, прежде всего, хорошие пенсии и некоторую уверенность в завтрашнем дне. Да, но не послезавтрашнем.
Не секрет, что большая часть перспективных шахт осталась на территории ОРДЛО. Правда, и все бесперспективные остались здесь же. Об этом не говорят, но факт налицо. Крутое падение, весьма ограничивающее применение техники, а значит и уменьшающее тонны добытого угля.
Сегодня ситуация в угольной отрасли ДНР такова:
Объединение «Артемуголь» Горловка (4 шахты) – реструктуризация (читай: ликвидация);
Объединение «Орджоникидзеуголь» Енакиево (5 шахт) – реструктуризация;
Объединение «Макеевуголь» (9 шахт) – из них 4 в процессе реструктуризации;
Объединение «Шахтерскуголь» - вошло в состав «Торезантрацит»
Объединение «Снежноеантрацит» - вошло в состав «Торезантрацит»
Объединение «Торезантрацит» - 6 шахт.
ДУЭК (Донецк) 6 шахт – им. Абакумова, Трудовская, им. Челюскинцев – на линии соприкосновения, Октябрьский Рудник – уничтожена, им. Калинина – без добычи.
Есть еще несколько шахт, стоящих обособленно – «Комсомолец Донбасса», «Ждановская», «Щегловская - Глубокая», «им. Засядько», небольшие шахты НПО «Механик». Ориентированные на Украину, вплоть до выплаты зарплаты в гривне, сейчас они переживают уж точно не лучшие времена.
Интересно, что есть еще люди, ждущие огромных западных инвестиций, которые возродят Донбасс из пепла, подобно мифической птице Феникс. Поделитесь этими надеждами с оставшимися пока еще жителями поселков Булавинское или Ольховатка, к примеру. Выросших вокруг одноименных шахт, которых теперь нет. Какая их ждет судьба, куда там придут инвестиции? Ведь пока они будут идти, все порежут на металл – еще и ЕМЗ рядом. Что там поселки – многострадальный Углегорск (рядом с Дебальцево) жил, благодаря шахте и ЦОФ с одноименным названием «Углегорская». Это уже закрытый «Орджоникидзеуголь». И что теперь?
Однако, если сделать небольшой экскурс в историю, в славные 90-е годы, то выяснится, что все это мы уже проходили. К примеру, «Макеевуголь» с 1996 по 2000 годы потерял 7 шахт, «Артемуголь» – 4 шахты, «Торезантрацит» – 5 шахт. Список очень длинный. Не войны закрывают шахты, а банальная бесхозяйственность. Потому, что закрывали угольные предприятия и при Союзе, но их же тогда и строили. Украина за 26 лет не построила ничего, а богатые западные инвесторы все никак не дойдут до построенной на 90 % шахты «Нововолынская № 10». Учитывая, сколько денег власти планируют потратить на импорт антрацита, а это сотни миллионов долларов, не выгоднее ли было бы переходить на газовый уголь, которого в Украине более чем достаточно. За три года это проделали лишь с одним энергоблоком одной ТЭС (Второй энергоблок Змиевской ТЭС). Такими темпами нам еще лет сто до энергетической независимости.
Несмотря на дефицит угля, шахтерские протесты стабильно потрясают Украину. Каждый месяц бастуют шахтеры какой-либо шахты, требуя достойной зарплаты, а то и просто ее выплаты. Но то, что произошло в Лисичанске, просто не вписывается уже ни в какие рамки. Ситуацию с зарплатой в «Лисичанскугле» довели до того, что в июле этого года ЛНР предложила погасить задолженность бастующим украинским шахтерам. ЛНР!!!
Конечно, ситуация в республиках плачевная. Низкая зарплата, неполная рабочая неделя. Но это, если посмотреть на ситуацию с экономической, а не с политической точки зрения, вызвано, все-таки, объективными причинами – блокадой, и как следствие, проблемами со сбытом. Большими проблемами. Кроме того, часть шахт серьезно пострадала от обстрелов (Октябрьский рудник, Бутовская, Енакиевская, им. Абакумова и др.) другая часть работает нестабильно по той же причине (Засядько, Щегловская-Глубокая, им. Скочинского, Трудовская и др.) Не конкретно сейчас – в данный момент довольно тихо – а в течение последних трех лет. Это просто фактаж, без выяснения «кто виноват». Остальные шахты работают в обычном режиме. Но склады на двух имеющихся электростанциях – переполнены, ОРДЛО столько угля просто не нужно, и это хотя бы понятно. Украина же закупает уголь по всему миру, при этом забывая напрочь о национальной угольной отрасли. В 2016 году на государственных шахтах было добыто всего лишь 17% угля. При этом миллиарды бюджетных гривен уходят в ЮАР, США, Польшу и Россию, дотируя их угольную промышленность. Перспективно, чего уж там.
Годы назад День Шахтера был праздником, по масштабам сравнимым с государственным, а в отдельных городах и даже регионах отмечался с еще большим размахом. Сегодня его можно сравнить с могучим копром закрытой шахты – в конторе выбиты окна, да и сама она наполовину разобрана на стройматериалы, затоплены выработки, почти опустел шахтерский поселок – а он все стоит, вызывая невольное восхищение своей исполинской мощью, и людьми, построившими этого колосса, напоминая о былой славе и почете шахтерского труда.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.