Здесь был Шухевич
02 червня 2017, 11:53
В первый день лета Киевсовет начал работу с очередного резонансного переименования.
Городские депутаты столицы переименовали проспект генерала Ватутина в проспект Шухевича. Демократичность процедуры разбирать не будем. Отметим только, что во время голосования в зале находились люди в камуфляже. В результате, из голосовавших депутатов ни один не осмелился дать голос «против». Можно, конечно, предположить, что в Киеве после событий 2014 года, доминирующими в электоральной среде стали крайне правые националистические взгляды. Однако, чтобы громада столицы не дала ни одного депутата, который высказал бы решительный протест против беспрецедентно скандального решения – вот в это уже поверить сложно. При одном условии, конечно. Если в городе и в целом, в стране не работают принципы демократии, свободы слова и не гарантируется безопасность личности.
Теперь к самому переименованию. Даже «шапочное» знакомство с биографиями двух исторических персонажей – Николая Ватутина и Романа Шухевича – говорит минимум о несопоставимости их масштабов в мировой истории. Первый – крупный военачальник даже не в Великой Отечественной, а в масштабах Второй мировой войны. Командующий фронтами, принимал центральное участие в освобождении Киева. Второй – гауптман вермахта, что сопоставимо званию «капитан». Замкомандира батальона «Нахтигаль». Абсолютным большинством западных историков обвиняется в причастности к массовым убийствам среди украинского, белорусского и еврейского населения. В Киеве никогда не был.
И вот происходит переименование. Сразу отметим несколько особенностей. Первая. Ватутин никаким боком не подпадает под закон о декоммунизации. Он не партийный функционер, а военачальник, который к тому же погиб во время войны (к слову, в боестолкновении с представителями УПА). Вторая особенность – в Киеве не просто появился проспект Шухевича, а появился он ВМЕСТО проспекта Ватутина. Теоретически, Киевсовет мог просто дать имя какой-то улице Шухевича и это не вызвало бы такого резонанса. Но в данном случае происходит вытеснение одного исторического мировосприятия другим.
Если продолжить логику депутатов Киевсовета и тех, кто их мотивировал к такому переименования, тогда можно предположить, что Ватутин, его 1-й Украинский фронт и в целом РККА в 1943-м не освобождали Киев, а захватили. Ведь освободителям ставят памятники и называют их именами улицы. Это естественно. А захватчиков, наоборот, клеймят и пытаются стереть о них память.
Из этой же логики выходит, что «правильная Украина» и «правильные украинцы» во Вторую мировую войну воевали в союзе с Третьим рейхом против большевиков и СССР. По крайней мере, в современной Прибалтике доминирует именно такая историческая парадигма. СССР в 1939-м оккупировал Эстонию, Латвию и Литву. Затем с наступлением Германии, свободолюбивые прибалты боролись против большевистских захватчиков. Но в 1944-45 года большевики оказались сильнее и до 1991 года продолжили оккупацию стран Балтии.
Если рассматривать место Украины и украинцев именно через такую плоскость, то все более-менее становится стройным. УПА, Третий рейх и нацисты – наши. Большевики, РККА, СССР – враги. Наши, к сожалению, проиграли. Но теперь мы – новое поколение «наших» - восстанавливаем «историческую правду». И именно по такой правде Ватутин и бойцы 1-го Украинского фронта – это оккупанты. А генерал-фельдмаршал Манштейн и генерал-полковник Гот, принимавшие участие в сражении за Киев – наши стратегические европейские партнеры. Поэтому будет незазорно, если в Киеве появится проспект Манштейнштрассе. Вместо проспекта Победы, скажем. Это даже более логично, чем переименовывать проспект Ватутина на Шухевича.
Но во всей этой очень увлекательной переписи своей же истории есть один аспект. Количественный. Очень сложно 8 миллионов этнических украинцев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, записать в манкуртов и подонков. И напротив, 50 тысяч человек из УПА назвать расово правильными украинцами и на основе их идеологических воззрений строить современную Украину. Подобные смыслы продаются сложно, а навязываются только силой. Чаще всего, камуфляжной. Ну а все эти переименования напоминают людей, которые пишут на стенах свои имена. «Здесь был Петя». Петя ведь никогда не будет командовать фронтом, не построит космический корабль и не напишет выдающееся литературное произведение. Он может войти в историю только надписью на стене, что он – скучный, не интересный и серый персонаж – здесь когда-то был.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.