Ультиматум Тиллерсона. Приехал, увидел, напугал
13 квітня 2017, 14:43
«Большой сделки» между Россией и США не будет.
Визит Госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву прошел в разгар «неоконсервативной революции» в Белом доме. Дональда Трампа наконец-то сумели оседлать и вернуть в стойло атлантической повестки. США вновь заявили о себе, как о единственном лидере глобалистcкой концепции. НАТО из «рудимента холодной воны» опять становится «важным инструментом» американского транснационального империализма. Китай обратно превращается из геополитического врага №1 в важного экономического партнера. А США возвращается к неистовому сопротивлению со старыми врагами – шиитским Ираном, КНДР и традиционно с Россией.
По сути, речь идет о типичной повестке дня поздней администрации Барака Обамы. С той только разницей, что Трамп менее системен, а значит более непредсказуем и склонен к резким выпадам. Например, спонтанный ракетный удар по правительственным войскам Сирии. Или такая же спонтанная отправка авианосного соединения к берегам Кореи. Трамп, даже после приручения неоконсервативным лобби, продолжает жить в режиме ТВ-шоу, в котором приветствуется «рейтинговый президент», способный на «резкие эпатажные выпады». Только в данном случае речь идет не о постановочных картинках, и не о виртуальной реальности, а о конкретных передислокациях крупных военных подразделений с конкретными же боевыми задачами. Все это порождает мировой хаос, который продолжает разрастаться с помощью уже собственной инерции.
Что привез Тиллерсон в Москву?
Если коротко – то ультимативное предложение убраться из Сирии. Правда, с сохранение лица. Якобы «изменились условия». Асад, оказывается, таки скотина. Убийца детей, женщин и хомячков. Применил за спиной у Путина химическое оружие, чем того беспардонно и подставил.
При этом в Белом доме успешно «забыли», что еще в июне 2014 года под эгидой Организации по запрещению химоружия (ОЗХО), которая наполовину финансируется американцами, из Сирии в РФ было вывезено ВСЕ химическое оружие, подконтрольное Асаду. Собственно, это и было то ключевое условие, по которому американцы отказались от интервенции в Сирию.
Более того, Асад даже в критические моменты лета-осени 2015 года, когда в Сирии еще не было российского воинского контингента, а бои шли в ближних пригородах Дамаска, почему-то не применял химическое оружие. И это «почему-то» связано с рядом вполне очевидных причин.
Первая. Скорее всего, у Асада, действительно, нет химического оружия. Его вывоз в 2014-м тщательно мониторили не только неправительственные организации, вроде упомянутого ОЗХО, но и международные спецслужбы, включая израильские Моссад и Шабак. И что характерно, Тель-Авив с лета 2014 года никаких публичных обвинений в наличии у Дамаска химоружия больше не высказывал.
Вторая. Общая неэффективность применения химоружия в условиях гражданской войны в Сирии. Мобильные террористические группы способны оперативно покинуть район применения отравляющих веществ, и жертвами в таком случае становятся в подавляющем случае гражданские. В результате, те, кто применяет химоружие – получают исключительно репутационные издержки и никаких военных профитов даже тактического уровня. Случай с химатакой в Хан-Шейхун это наглядно продемонстрировал. Было применено химическое оружие, по результатам которого погибли несколько десятков гражданских, но сирийские войска в провинции Идлиб в те дни никуда не продвинулись.
Третья. Вероятность даже теоретического использования Асадом химоружия – это его геополитическое самоубийство. Ситуация, кстати, очень похожа с расстрелами на Институтской образца 2014 года. Единственный человек, которому эта ситуация в политической проекции была 100% невыгодна – Виктор Янукович – по итогу был обвинен практически во всем.
Но это все размышления на уровне логики и сопутствующих фактов. В геополитике же действуют законы причины и следствия, даже если причина – смоделирована и придумана. По большому счету, сейчас уже никому не интересно, кто именно применил химоружие в Хан-Шейхуне, равно как никому сейчас не интересно, кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО расстрелял людей на Институтской. В Вашингтоне появился новый вектор относительно сирийского вопроса – Асад должен уйти. Точка. С этим Тиллерсон и прилетел к Путину и Лаврову.
К чему придет Москва?
Минимум, к затягиванию времени. Максимум – к почетной капитуляции в Сирии. Но последняя может быть только с сохранением лица. Прикинуться идиотами и поверить, что Асад таки причастен к химатаке – это репутационно унизиться. А самое главное – это приведет к потере и так немногочисленных союзников Москвы – Ирана, «Хезболлы», Армении, Сербии и лояльного Китая. Центробежные движения начнутся также в Таможенном союзе, в котором Белоруссия и Казахстан играют роль очень условных союзников.
В 2015-м Путин вписался за Асада, с одной стороны получив геополитический профит в виде долгоиграющего и полностью подконтрольного инвестпроекта, а с другой – обязанности суверена со всеми вытекающими логистическими, финансовыми и военными издержками. Нельзя подобрать дворнягу, подлечить ей раны, выложить с ней совместные фотографии в масс-медиа, а затем вышвырнуть обратно на помойку. А именно это сейчас требует Белый дом от Путина, прекрасно осознавая цену этому запросу.
С другой стороны, если оставить за бортом репутационные вопросы, сама по себе Сирия не является для России жизненно важным активом. Маленькая арабская страна с сомнительными геополитическими выгодами до которой даже добраться из российского порта – это уже большое приключение. И особо нелепым выглядит сравнение Сирии с Украиной с последующим возможным обменом влияния в двух странах между Вашингтоном и Москвой. Единственная причина, по которой Вашингтон ставит ультимативные вопросы по Сирии – это то, что там присутствует Москва. Как только в Сирии не будет военного присутствия России, сама по себе Сирия для США станет интересна приблизительно на таком же уровне, как Танзания или, скажем, Уругвай.
Иными словами, через Сирию Тиллерсон и Ко бьют по Москве. Пафосный слог об «избавлении сирийского народа от тирании Асада» можно наглядно увидеть через призму избавившихся от тиранов ливийцев и иракцев.
Другое дело, что Украина в «обменной карте» американцев будет присутствовать. Но будет присутствовать исключительно в качестве блефа. Даже если Трамп лично пообещает Путину ослабить влияние на Украину, признать за Россией «особые права на Крым» и добиваться совместно «особого статуса для Донбасса», неоконсервативное лобби в США не даст ему это сделать. Трамп не является сувереном своего слова. А потому и Путину кроме безоговорочной капитуляции он ничего предложить не может. А значит и русские ни на какую сделку с американцами пойти не могут, потому что никакой сделки никто не предлагает.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.