Давайте я напомню всем, зачем и кому был нужен мораторий на продажу земли. Ввели его в далеком 2001 году, когда поняли, что вопрос слишком политизирован, и что не совсем ясно, как это сделать правильно. Да и жаждущих взять премию года за самое эффектное политическое самоубийство тогда было куда меньше.
Поэтому решение проблемы передали "грядущим политическим поколениям" - в надежде, что за 16 лет страна станет менее коррумпированной, а экономика и политическая ситуация – более стабильной. Тем временем, посчитали в парламенте, 16 лет должно хватить для изучения чужого опыта и разработки фундаментального, учитывающего все нюансы и подводные камни закона о рынке земли.
Плач по стабильности и экономическому росту в этом тексте я опущу. Замечу только, что 16 лет для решения проблемы оказалось мало. Может быть, поэтому (а, может, по привычке делать все исподтишка и так, чтоб народ не заметил), новый законопроект о рынке земли был подан 14 декабря. Накануне праздников, в разгар коррупционных скандалов в НБУ, горящей подготовки бюджета и в преддверие национализации "Приватбанка", затмившей собой все прочие инфоповоды. Как известно, на подачу альтернативных законопроектов в парламенте дается 14 дней. Срок слишком короткий, чтобы успеть изучить предложенный документ и разработать-зарегистрировать альтернативу. На что рассчитывали авторы? Думаю, на то, что под шумок, как это обычно бывает – пакетом, в спешке и под соусом "все для транша, все для МВФ" в предновогоднюю ночь законопроект получит свою порцию необходимых голосов. Но не сложилось.
А потому теперь 55 жаждущих транша депутатов отправились в Конституционный суд отменять мораторий просто так, без соответствующей законодательной базы – вместо того, чтобы разработать ее, обсудить с народом и с экспертами отрасли. И только потом, всячески защитив интересы своих граждан, как и положено уважающему себя государству, принять законопроект в парламенте. Что будет, если отменить мораторий, который препятствовал монополизации и концентрации земли в одних руках, без принятия соответствующего закона? Я уже слышу пафосный ответ провластной коалиции: "Огромный потенциал украинской земли будет реализован, и МВФ даст Украине очередной транш". Если перевести с провластного на человеческий, получится: "Мы выполним заказ хозяина, земли украинцев за копейки скупят иностранцы, а добрый хозяин, может быть, бросит нам косточку".
То, что пытаются сделать 55 депутатов, это преступление. Преждевременная отмена моратория, не подготовленная в правовом поле, лишит нас с вами того, что принадлежит нам по праву - нашей земли.
Без грамотной правовой базы мы вернемся в 90-е, когда право собственности на землю концентрировалось в руках узкого круга людей, которые скупали ее за бесценок или через корпоративные схемы. Задача нового закона – сделать такие схемы невозможными. И как раз эту задачу поданный в декабре законопроект не решает. В нем есть правильные положения о трех этапах внедрения полноценного рынка земли и о запрете на покупку земли иностранцами до 1 июля 2030 года. Но в нем остались лазейки, позволяющие обойти этот запрет.
Что же касается конституционного представления, то оно является необоснованным и лишенным четкой аргументации, а в некоторых вопросах даже логики. В отсутствие веских аргументов, оно даже обосновано ссылкой на решение Европейского суда по правам человека в деле о дискриминационных различиях между незаконными и законными детьми, матерями в браке и незамужними. Это явно никакого отношения к земельным вопросам не имеет.
Между тем, нам нужна многоуровневая продуманная защита, чтобы к 2030 году мы получили то, к чему стремимся – цивилизованный рынок земли, большая часть которой принадлежит украинцам, которые на ней трудятся.
Согласитесь, сейчас, когда на востоке страны идут боевые действия за "исконно украинские земли", раздавать эти земли бесплатно транснациональным корпорациям, по меньшей мере, глупо. Я прекрасно понимаю, что мораторий препятствует созданию рынка и урезает права наших же граждан, которые не могут распоряжаться собственной землей по личному усмотрению. И я не сторонник вечного продления этого моратория. Но я против подмены понятий и бездумного выполнения чужих заказов, вредящих национальным интересам.
Настоящее зло – не сам мораторий, а отсутствие закона о рынке земли.
А еще – отсутствие у власти желания обсуждать эти важные вопросы с кем бы то ни было: с народом, экспертами, оппозицией. И, разумеется, несвоевременность. Снятие моратория на продажу сельхозземли в военное время, так же как и массовая приватизация стратегических предприятий в этот период, приведут лишь к обесцениванию этих активов.
Субъективное, составленное второпях и на эмоциях представление депутатов в суд, подано с одной целью – отрапортовать перед МВФ о проделанной работе. Оно не должно пройти. Поэтому партия "ЗА ЖИТТЯ" сегодня начала акцию протеста у Конституционного суда. Украины без ее земли не будет существовать как реального государства. Она станет виртуальной линией на географической карте.
Я призываю всех решать подобные вопросы с душой, а не с душком. Сообща и на трезвую голову.