Референдум о НАТО – старт избирательной кампании Порошенко
07 лютого 2017, 15:02
Инициативное заявление Петра Порошенко о намерении провести референдум по вопросу вступления Украины в НАТО носит, безусловно, популистский характер. Однако даже теоретический допуск насчет того, что такой референдум вообще возможно провести, вскрывает массу юридических противоречий.
В соцсетях, а также богатой на разных фриков «экспертной среде» уже успели обильно прокомментировать очередной перл от Порошенко. После «тыщи в день» и «безвиз, запишите», это еще не самая забавная инициатива/предложение президента. Более того, технически Украина как раз и может провести подобный референдум. Другое дело, как и для чего?
Вопрос «как?», кстати, вовсе не праздный. Виктор Янукович еще в 2012 году подписал закон «О всеукраинском референдуме», который действует по сей день. И этот закон очень сильно критиковала тогдашняя оппозиция, отмечая вполне справедливо, что у власти есть масса возможностей, не прибегая к особо тонким уловкам, исказить результаты референдума. Что интересно, демонизированный нынче Виктор Медведчук еще в том же 2012 году предложил развернутый аж на 141 статью свой проект закона «О всеукраинском и местном референдуме по народной инициативе». Данный документ интересен тем, что предлагает механизм настоящего, а не вертикально-административного народовластия. Но тогда от этой инициативы шарахнулись регионалы (и получили по итогам майдан и позор), а теперь нет никаких оснований предполагать, что в народной инициативе заинтересованы новые власти.
Показательно, что в разработанном Медведчуком законопроекте образца 2012 года, разделены понятия всеукраинского и местного референдумов. К последним относятся вопросы, которые подпадают под компетенцию местных властей и входят в круг интересов местных общин. Это значит, что будь его инициатива о референдуме принята, а граждане свободно могли бы пользоваться правом самостоятельно решать вопросы местного значения в своем поселке или городе, то событий образца 2014 года скорее всего не произошло бы. Например, крымчане могли бы своими силами провести референдум и решить вопрос о статусе русского языка, а не требовать выхода из состава Украины. На Донбассе точно также могли бы состояться референдумы, например, по вопросам разграничения компетенции центральной и местной власти. То есть, данный законопроект предусматривает важный политический эффект – если граждане могут самостоятельно решить волнующие вопросы, тогда актуальность таких идей как выход из состава государства снижается как минимум на порядок.
Иными словами, когда люди знают, что у них есть какое-то неотъемлемое право и предельно четкий механизм реализации этого права – в данном случае, референдум – такого бы тотального самоуничтожения, в которое провалилась Украина, точно бы не произошло. Этот пример показывает, что референдум может использоваться как для консолидации избирателей в рамках единого государства, в то время как обычная практика украинских политиков – это стимулировать раскол и играть на противоречиях, сталкивая лбами избирателей Запада и Востока, города и села и т.д.
Но вернемся к заявлению Порошенко. Если рассматривать предложение Петра Алексеевича с методологической стороны – такой референдум действительно выглядит нелепо. Даже в сравнительно благополучном 2008 году Украину «прокатили» мимо предоставления плана действий (ПДЧ) по подготовке к членству в НАТО. Тогда у Украины был откровенно антироссийский президент Виктор Ющенко, отсутствовали территориальные претензии к соседям, на территории страны не велись боевые действия и даже Черноморский флот РФ по плану готовился к выведению с территории Крыма (это случилось бы уже в текущем 2017 году). И вот, несмотря на все эти неблагоприятные условия, Украина ПДЧ так и не получила. И, кстати, тогда «динамо» включили теперешние главные союзники Киева – Германия и Франция.
Теперь же о каком-то даже общетеоретическом рассмотрении вопроса членства Украины в НАТО говорить вообще не к месту. После победы Трампа и его резонансных заявлений о необходимости «платежа за оборону» для европейских участников блока, эта военно-политическая организация вошла в стадию легкой турбулентности. Об этом же свидетельствует и достаточно мягкая реакция руководства Североатлантического блока на военные события вокруг Авдеевки.
По большому счету, вопрос расширения НАТО принимается не в Киеве, и уж точно не методой всеукраинского референдума. Петр Алексеевич с таким же успехом мог бы анонсировать проведение референдума о вступлении Украины в ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) или АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Вообще, международных организаций, в которых Украина не является членом, в мире очень много. Можно до конца правления Порошенко проводить референдумы о вступлении то в тот, то в иной международный союз.
Но опять же, все это очевидная риторика, которая лежит на поверхности, и которая понятна всем, включая и автора идеи – Петра Порошенко. Президент озвучил идею, которая с методологической точки зрения нелепа, но с избирательно-технологической – более чем оправданна.
А дело в том, что за два с половиной года правления Порошенко у президента так и не появилось каких-то весомых побед. Именно при Порошенко были подписаны Минские соглашения, которые де-факто зафиксировали военную неудачу Украины на Донбассе. Повестка «вступаем в ЕС» как-то незаметно трансформировалась в «получаем безвиз», но и здесь последовали достаточно болезненные провалы. Борьба с коррупцией также походит на ее имитацию – за два с половиной года так и не было вынесено обвинительного приговора ни по одному резонансному коррупционному делу. Экономику даже разбирать бессмысленно – там провалы по всем секторам и единственным оправданием президента здесь может быть только то, что это де-юре как бы не его зона ответственности.
На этом фоне новая повестка «вступаем в НАТО» смотрится как поэтапный квест. Усиление боевых действий на Донбассе – нарастание беспокойства в обществе – предложение всеукраинского плана спасения-референдума, в котором может принять участие каждый. Опять же, то, что по итогам проведенного референдума абсолютно ничего не изменится (если не считать, что бюджет страны просядет на миллиард гривен – но это мелочи), в данном случае вторично. Квест строится не ради «итогового результата», а ради самого процесса. Ведь в такой игре как квест для участников важен в первую очередь процесс. А вот организаторы рассчитывают получить выгоду иного порядка.
Во-первых, повестка «вступаем в НАТО» - это мобилизационная игра для майданного электората. Он сейчас сегментирован между различными проектами от БПП и «Батькивщины» до всевозможных ляшковских «радикалов» и гереговских «краевиков». Каждый из этих проектов гордится «достижениями Майдана» и каждый раздирает и без того средненький президентский рейтинг Петра Алексеевича. Кроме «ценностей майдана» у всех этих проектов есть еще ряд цивилизационно-обобщающих маркеров – это украинский язык и неприятие России. Попытка прощупать реакцию путем вброса достаточно одиозного законопроекта «О государственном языке» выявила очень бурную реакцию в обществе. И Порошенко, просмотрев эту реакцию, языковую тему обошел стороной (хотя половина подписантов этого законопроекта являются членами БПП и без консультации с АП они бы точно свои подписи не поставили).
В итоге из сравнительно свободных маркеров на майданном электоральном поле остается антироссийская повестка. Но и она уже разобрана по полочкам в плане построения месседжей. И вот в АП рождается квест-предложение: «идем вступать в НАТО». По сути - это квест. То есть, мобилизационная игра для майданного электората, которому предлагают вместо разукрашивания заборов и столбов в цвета украинского флага, «обломать врага» и дружно пойти на референдум по НАТО. А вот подогнать подобный мобилизационно-иррациональный порыв целесообразно только под выборы. Петр Порошенко точно не идиот, чтобы просто на ровном месте провести недешевый референдум, по итогам которого АБСОЛЮТНО НИЧЕГО не произойдет. А, значит, Петр Алексеевич уже начал свою избирательную кампанию, где вопрос референдума будет одной из ключевых тем для кандидата Порошенко.
Украина в первую очередь демонстрирует кадровый голод и отсутствие во власти людей со стратегическим мышлением, которые способны договариваться, а также переигрывать на международных площадках самых разных оппонентов – от русских до европейцев с американцами. Мелочность, склочность и сиюминутность помноженная на тотальную иррациональность – это отличительная черта современной политической элиты. При том же Медведчуке в статусе главы АП, который сегодня без какой-либо ресурсной базы возведен в статус всеукраинского Мефистофеля, Украина демонстрировала 12%-й годовой рост ВВП и с успехом отбивала территориальные претензии других государств (Тузла) и нападки на суверенитет (попытка скандала с «Кольчугами»). Сегодня же мы имеем у руля государства элиту, которая каждым своим новым решением еще больше уничтожает институциональные основы государственности. И идея проведения референдума по НАТО, даже с учетом всей узкой конъюнктурности этой задумки, еще больше усиливает тот хаос, в котором и так перманентно пребывает страна.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.