Перечислять всё, что в Украине плохо или не так, как надо, можно до бесконечности. Но в преддверии нового политического сезона есть смысл остановиться только на основных фактах и тенденциях.
Перечислять всё, что в Украине плохо или не так, как надо, можно до бесконечности. Но в преддверии нового политического сезона есть смысл остановиться только на основных фактах и тенденциях.
1. В международных отношениях Украина скатывается в зону «игнора». Президент утратил авторитет. С ним не связывают надежды и перспективы огромной страны, которая всё больше похожа на плохо управляемую колониальную территорию. Причины просты: обязательства, взятые властью, не выполняются, долги не возвращаются, оснований для недоверия становится всё больше. У представителей политических и бизнес-элит мира исчезает смысл говорить с руководством некоего недоштата США. Проще говорить с теми, кто непосредственно влияет на принятие ключевых решений.
Отсутствие в Украине международной журналистики отбросило её в информационном пространстве на задворки западной пропаганды. Достоверной информации о происходящем в Украине становится всё меньше, и прогнозы (как экономические так и политические) всё чаще не сбываются по этой же причине. Министерство информации относится к этой проблеме, как кружок художественной самодеятельности. МИД Украины занимает неконструктивную позицию по отношению к международным организациям и институтам. Если те готовы быть инструментом распространения лжи и марионетками в руках Киева, то их хвалят, ну а если нет, то ругают и ставят под сомнение целесообразность их существования. Перспективы изменить ситуацию усилиями парламента в данный момент отсутствуют. А это значит, что в обозримом будущем позиции Украины в международных институтах и в глазах мирового сообщества будут падать.
2. Внутренняя политика хаотична и рефлекторна. Каждый новый чиновник в Кабмине начинает работать «с нуля». Стратегических проектов нет ни в одной сфере жизнеобеспечения государства и общества. Менеджерские решения повисают в воздухе, потому что чем эффективнее работает созданная и подчиненная внешним кураторам система, тем больший вред приносит. Личная экономика граждан и государственная всё больше расходятся и в интересах, и в целях, и в методах. Поэтому 65% граждан страны хотят покинуть Украину. Учитывая тот факт, что большая половина желающих уехать – это украинцы в возрасте до 40 лет, власти не на кого опереться в реформах. Самыми активными в стремлении к диалогу с властью остаются интернет-пользователи, но как раз они и не являются той составляющей общества, которая занята в производстве.
Парламент не только перестал ориентироваться в происходящем, но и не создал площадок диалога с обществом. Поэтому вся политическая активность перенесена на конкурентную борьбу политических групп друг с другом. В новый политический сезон депутаты вступают в состоянии перманентной борьбы за мифические сферы влияния. Другие цели не заявлены, а значит, ожидать прогрессивных решений от них не приходится. Хотя сентябрь потребует от них именно этого – принятия решений, способных остановить вооруженный конфликт, без чего невозможно рассчитывать на получение финансовой помощи и инвестиций в экономику.
3. Власть реально не знает, как выходить из сложившейся ситуации. По заявлению Яценюка, на макроуровне Киев коррупцию победил. Но это никак не отразилось на положении дел с коррупцией. Макроуровень экономики стал основной зоной реформ и поэтому все усилия власти в глазах общества выглядят беспомощными и бессмысленными. Реформы другого формата, влияющие на сферу отношений гражданина, общества и государства, требуют радикальных перемен во внутренней и внешней политике, изменения функций институтов власти, включения общества в систему принятия решений. И именно поэтому они не проводятся. Все ключевые политические и экономические решения, принятые за последние два года, не совпадают с мнением большинства граждан (о чем свидетельствует социология), и это самым непосредственным образом влияет на уровень доверия граждан к власти. Сегодня этот уровень крайне низкий, ставящий под сомнение легитимность и политиков, и институтов власти, и решений, которые они принимают. В этой ситуации роспуск парламента кажется неизбежным.
4. Большинство экспертов склоняется к тому, что этот парламент будет держаться «до последнего украинца», потому что перевыборы невыгодны этой власти ни осенью, ни весной, ни в обозримом будущем. Однако в этих оценках не учитывается «экватор» президентского срока. Он уже близок и способен вынудить Порошенко на неординарные шаги. Так поступали все украинские президенты. Если Порошенко еще способен адекватно оценить миф о своей значимости, который во многом определяет то, как окружение и внешние факторы манипулируют им, то сможет увидеть, что именно ему выгоден роспуск парламента, особенно если его инициирует он сам. Не только потому, что именно на парламент можно переложить ответственность за все «негаразды». А, прежде всего, потому, что избирательная кампания даст ему неплохие шансы обрести реальную власть над страной, а не только позиционную над парламентом и олигархическим бизнесом.
Парламентская избирательная кампания даст Кабмину еще один карт-бланш и снова-таки именно на него можно будет переложить ответственность за происходящее в стране, если ситуация станет выходить из-под контроля. Но, главное, кампания позволит президенту разобраться с вооруженными нацбатальонами и отказаться от наиболее одиозных идеологем во внешней политике. При этом для Порошенко выгодно формирование гораздо более обновленного парламента, чем это было два года назад. Он сможет вытеснить за его пределы своих ближайших конкурентов, которые без доступа к СМИ окончательно утратят политические перспективы.
На первый взгляд, американцам это невыгодно, но это не совсем так. По мере того, как президентские рейтинги Трампа растут, у ястребов США актуализируется задача сохранения основных векторов милитаристской политики. Если Украина откажется от русофобии в информпространстве и сделает хоть один шаг в сторону восстановления отношений с Россией (даже просто на словах на время парламентских выборов), у ястребов Пентагона появятся реальные аргументы для изменения «миролюбивых проектов» Трампа в отношении с РФ. Если же Украина и дальше будет находиться в состоянии непрекращающихся боевых действий, то их финансирование будет идти по нисходящей с растущей скоростью. И в таком сценарии процессы политического урегулирования по антиамериканскому сценарию могут стать необратимыми.
Новая парламентская сессия начинается в период, когда Европа требует от Киева реальных шагов по реализации Минска-2, а часть общества всё еще ожидает от него защиты своих интересов и шагов по улучшению экономической ситуации в стране. Учитывая провал переговоров США и ЕС по зоне свободной торговли, а так же Brеxit, Украина оказалась перед выбором: сбросить часть груза американского влияния в пользу ЕС или занять антиевропейскую позицию. Ни то ни другое невозможно сделать, не проводя изменений в ключевых вопросах информполитики. Пока все попытки это сделать наталкиваются на жесткое противодействие со стороны внешних кураторов нашего информпространства. Ситуация вокруг «Интера» это подтверждает. Однако по мере приближения выборов в США это может измениться.
Европа свои предложения Киеву сделала и пообещала безвиз этой осенью. Даже в урезанном формате он устроит Порошенко и позволит сохранить не только «лицо», но и проевропейский вектор реформ. У него есть аргументы для выбора в пользу интересов Европы, но сможет ли он выйти из-под опеки США – большой вопрос, решение которого зависит не только от него. Очевидно, что проевропейский Порошенко выгоден РФ в больше степени, чем проамериканский.
Президент сегодня выглядит всё более отдаленным от парламента. Более того, он всё больше «выпадает» из единства майданной команды Турчинова. А в самом парламенте начинается жесткая борьба за сохранение позиций «партии войны». Разногласия уже очевидны даже внутри фракции БПП. Так что осеннее парламентское обострение неизбежно. Парламент и президент не смогут выступить одним фронтом. Они выступят друг против друга. И только отстранение от власти всей команды майдана (Турчинова и Авакова в первую очередь) сможет гарантировать Порошенко, что в этом противостоянии парламент будет распущен, а президент останется. В случае же поражения Порошенко его место снова временно займет Турчинов. Ненадолго – до поиска нового кандидата на президентскую должность. Такого же, каким является Порошенко. Кандидатура Тимошенко вполне вероятна. Потому что она достаточно хитра, чтобы восстановить отношения с Турчиновым. Но вряд ли лидеры майдана будут ее рассматривать серьезно, зная, чем она отличается от нынешнего президента в умении разбираться со своими конкурентами и врагами.
P.S. Нацбатальоны – инструмент запугивания президента. Но инструмент крайне зависимый от финансирования и очень обозливший армию и профессионалов СБУ. Это тоже надо учитывать. Предполагаю, что и ситуация в СБУ вернется в формат 90-х с расколом на два лагеря. Только теперь территорией раскола станет не тема «Америка – Россия», а бизнес на войне и прагматизм независимости.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.