В 1936 году прокурор СССР Андрей Януарьевич Вышинский докладывал Сталину и Молотову о том, что "дела о контрреволюционной агитации составляют громадное большинство среди дел о других контрреволюционных преступлениях". Это знаменитая 58 статья, которой нас столько лет пугали поборники демократии.
Как пояснял тогда прокурор, данный факт понятен, так как контрреволюционная агитация "была и осталась наиболее ходким оружием в руках классово-враждебных элементов в их борьбе с советской властью, а повышение революционной бдительности …естественно, усилило разоблачение …элементов, ведущих контрреволюционную агитацию". В первые четыре месяца 1936 года количество соответствующих дел выросло до 87% от всех осужденных спецколлегиями – благодаря рвению органов, доносительству граждан и слишком упрощенному подходу к следствию. В целом похоже на то, что нынче практикуется в стране победившей Революции Достоинства.
Спустя относительно небольшой период в истории, события 30-х годов назвали "репрессиями". Скорее всего, то же самое произойдет и в нашем случае. Это просто вопрос времени. История очень любит повторяться для тех, кто учит ее плохо.
Во время последнего судебного заседания, завершающего допрос многочисленных свидетелей со стороны обвинения, Руслан Коцаба сказал: "А вы - на свободе? Вы не можете говорить то, что думаете". Этот страх говорить то, что думаешь, кстати, объясняет полное отсутствие свидетелей со стороны защиты и солидарное молчание коллег по цеху - журналистов. Одной из основных его причин является пункт пятый статьи 176 УПК, тот самый "упрощенный подход к следствию".
Благодаря рвению пришедших с напоенного воздухом свободы Майдана депутатов, судьям директивно предписывается назначать исключительно содержание под стражей для всех "врагов народа". Никакого снисхождения в виде поручительства, залога, домашнего ареста... Если "законы 16 января" до сих пор по инерции называются "диктаторскими", то законам, принятым нынешним большинством, даже названия не придумано: они куда более успешно готовы посоревноваться с худшими проявлениями коммунистического прошлого.
"Демократическая коалиция", не моргнув глазом, продолжила дело дедушек: Ежова и Вышинского: если человеку вменяются статьи 111-114-1 (государственная измена, посягательство на жизнь государственного деятеля, диверсии, шпионаж) и несколько других, то он автоматически попадает за решетку. За блог, за "обывательские разговоры", за комментарий иностранному телеканалу, за посты в социальной сети, за любое мнение отличного от господствующего. Возможности нынче широки.
Все это противоречит не только Конституции и европейским ценностям и практике, это противоречит самому понятию прав и свобод человека в самой широкой трактовке. "Не за это стоял Майдан", граждане реформаторы. Только судья, исходя из серьезности представленных ему материалов, может определять меру пресечения и степень вины. И нести за это персональную ответственность, как когда-то разъяснял Высший совет юстиции.
Поэтому я прошу всех своих коллег по парламенту: пункт пятый из 176 статьи УПК убрать. Соответствующий законопроект мной уже зарегистрирован под номером 3794. Прошу задуматься и примерить историю 30-х годов к себе. Не ровен час, можно и самим стать жертвой очередной "декоммунизации" и кануть во мглу, не оставив после себя даже памятников. Только стыд и горечь в глазах потомков.