Сколько долларов потратит украинец на тепло в 2014 году?
26 серпня 2014, 23:38
Власник сторінки
Журналист. "Человек года в печатных СМИ"-2005.
Нынешнему Кабмину стоило бы продолжить программу повышения энергоэффективности, начатую Арбузовым
Возле моего дома разместили билборд: «В 2013-м году ты заплатил за российский газ 280 долларов». Понятно, что данная наглядная агитация призвана убедить киевлян перетерпеть отсутствие горячей воды летом и тепла зимой. Зато какая экономия! А есть ли она, эта экономия? Давайте подсчитаем. Власть уже предупредила, что зима будет для Украины очень непростой. Продажи бойлеров и батарей в столице выросли уже раз в десять, на каждом доме висит объявление с предложением об установке «утепляющих средств». Кроме того, с 1 августа подорожали и услуги ЖЭКов. Так что же мы получаем взамен «страшной суммы» в 280 долларов? А расходы на покупку бойлера, утепление фасада дома, новые окна, масляную батарею, теплые одеяла и шерстяные носки в сумме все равно потянут больше. Раз в 5 так точно. То есть получается, что без российского газа на «утепление» каждый украинец должен потратить около 1000 уе.
Но, как говорит мэр Кличко, «не все могут с уверенностью смотреть в завтрашний день, вернее не каждый может это делать». Поэтому вероятность замерзания целых домов, а то и городов как было когда-то с Алчевском, очень велика. Тем более, если «Нафтогаз» так и не сможет договориться с «Газпромом» о поставках газа, ведь только за счет импорта газа из Европы Украине перезимовать не удастся. Да и тут есть проблемы: Россия на днях перекупила немецкую кампанию, которая обеспечивала реверс газа из Европы в Украину. И что делает при такой ситуации правительство? А идет на выборы Верховной Рады – вот Яценюк ищет себе подходящий список, а министр экономики Шеремета вообще свалил загодя. Так что некому будет адресовать вопросы по поводу отсутствия тепла и света. Я уже не говорю о том, что у «подвешенного» до выборов Кабмина нет даже приблизительного плана энергоэкономии, который мог бы стать спасательным кругом для экономики в зимний период. А ведь еще год назад, когда и намека на энергетический кризис не было, такая программа повышения энергоэффективности промышленности и предприятий теплокоммунэнерго была разработана финансово-экономическим блоком под руководством первого «вицика» Сергея Арбузова. Заметим, «папередники», у которых с экономикой и оплатой за газ все было в ажуре, тем не менее, разрабатывали программы энергосбережения, результаты которых были весьма обнадеживающими. Более того, в конце прошлого года Украина смогла добиться значительной скидки на российский газ от России, что позволило бы найти средства на продолжение этой программы. Но увы, все эти начинания были свернуты с приходом новой власти.
Которая хочет укрепиться через парламентские выборы и потому предусмотрительно назначила старт кампании до начала отопительного сезона. Вряд ли и в ходе выборов кто-то будет «пугать» избирателей холодными перспективами. Будут скрывать и замалчивать объективное положение дел на энергетическом рынке: даже в прошлом году Украина потребила 50,4 млрд кубометров газа, из которых чуть больше 20 млрд кубометров было добыто украинскими предприятиями, остальное — импортировано из России. Но с июня газовые поставки из РФ прекратились: деньги за газ новая власть пустила на войну. А Программа замещения российского импорта украинским, объявленная правительством Яценюка, с треском провалена: из Европы к нам пришло лишь 557 млн кубометров газа, что на 20 млн кубометров больше, чем годом ранее за тот же период. То есть, европейский газовый импорт, о котором так много и красиво говорили - это всего лишь 1% от потребляемого Украиной газа. А где брать остальные 99%?
Даже если с начала сентября «Нафтогаз» и запустит импорт газа из Словакии, как обещают руководители госкомпании и чиновники правительства, проблемы это не решит. Максимум, что «даст» нам реверс (и то, если газопровод будет качать на полную мощность) – 10 млрд кубометров газа, чего совершенно недостаточно для замены 30% импорта.
Поэтому Кабмин Яценюка решил переложить энергетическую нагрузку на предприятия и плечи граждан. В начале июля правительство издало постановление, согласно которому все украинские промышленные предприятия с августа этого года по апрель следующего могут израсходовать только 7,5 млрд кубометров газа. Но опыт прошлых лет показывает, что только за осенне-зимний отопительный сезон промышленность потребляла 14 млрд кубометров.
Аналогичные ограничения коснулись и предприятий теплокоммунэнерго: с августа по апрель им разрешат сжечь только 5,85 млрд кубометров газа, это почти на 2 миллиарда кубов меньше, чем ТЭЦ и котельные выработали в благополучном 2013 году. Одесские власти, кстати, уже заявили, что не справятся с заданием, все остальные пока «не расстраивают» своих граждан. Дескать, они умные, и сами все поймут. Поймут, что зимой дома будут еле-еле топиться, в детских садах и школах дети будут ходить на занятия в шапках и варежках, а о горячей воде можно будет забыть как минимум до следующего года: в лучшем случае она будет чуть теплая. И никакие бойлеры и обогреватели ситуацию не спасут: на такое повышение нагрузки украинские электросети просто не рассчитаны. Ну а как быть зимой тем, у кого и домов-то не осталось: беженцам из Луганской и Донецкой областей? Сейчас они живут в палатках, летних лагерях, «непригодных» общежитиях, которые вряд ли кто-то вообще будет подключать к воде и теплу.
Так может, прежде чем «объявлять войну России» и переводить часы на европейское время, надо было избавиться от энергозависимости, к которой Украина «привыкла» еще с советских времен? Никто и помыслить не мог об экономии тепла и света, а руководители промышленных предприятий не спешили модернизировать металлургические и химические заводы, угольную отрасль, «пожирающих» соседский газ в огромных количествах. Вспомним, никто из нас не находил ничего предосудительного в том, чтобы открыть зимой форточку, чтобы чуть-чуть охладить жарко натопленную квартиру, что совершенно дико для Европы: обогрев улицы основательно облегчил бы карманы желающему провернуть такой фокус гражданину.
В итоге, такая «газозависимость» от РФ привела к политическим и экономическим рискам, что убедительно продемонстрировала и нынешняя газовая война Украины с Россией, и две предыдущие — в 2006 и 2009 годах. Поэтому правительство Азарова-Арбузова и начало переводить экономику Украины на рельсы энергосбережения, что позволило бы снизить уровень «привязки» к РФ. И если бы не крики на майдане «Украина – цэ Европа», наша страна через год-два практически не нуждалась бы в российских газовых донорах. Для этого не надо было продавать ГТС (как сделало правительство Яценюка) и уничтожать промышленный Донбасс путем бомбардировок. Например, предложенный командой экс-вице-премьера Арбузова вариант предлагал модернизировать котельные, заменить старые трубы теплотрасс, оптимизировать работу тепловых сетей и т. д., что позволило бы сэкономить 2,2 млрд кубометров газа. Еще 2 млрд кубометров можно было сэкономить переведя котельные на уголь, биотопливо, солнечную энергию. А что сейчас? Уголь Кабмин предлагает закупать аж в Австралии, потому что «свою» добычу уничтожили в ходе АТО, про биотопливо, солому и кизяки пока слышим только от певицы Русланы. Ах, да, еще от Юлии Тимошенко, которая предлагает заменить газ сушеными водорослями… Ясно, что под эти фантазии ни один уважающий себя инвестор денег не даст. А вот «папередникам» давали, в частности, ЕБРР, для которого это является профильным направлением работы.
Командой Арбузова был решен и вопрос с финансированием. Во-первых, в прошлом году не было ни политического кризиса, ни войны, а украинские бизнесмены ожидали улучшения экономической ситуации в стране, о чем свидетельствовали исследования независимых экспертов. Соответственно, были готовы выдавать «длинные» кредиты и иностранные инвесторы, которые видели, что условия ведения бизнеса в Украине быстро улучшаются (напомним, в прошлом году наша страна стала лидером по росту в рейтинге Doing Business, улучшив свое положение сразу на 28 позиций). Более того, снижение цены на газ, о котором Украина договорилась с Россией в декабре 2013 года, позволило бы нашей стране профинансировать внедрение энергосберегающих технологий. «Нафтогазу» пришлось бы тратить гораздо меньше денег на закупку российского газа, а правительство получало возможность сэкономить миллиарды долларов на субсидиях «Нафтогаза», которые предполагалось направить в том числе и на программу повышения энергоэффективности.
Все эти процессы были запущены уже в прошлом году и дали немедленный эффект. По итогам прошлого года Украина потребила только 50,4 млрд кубометров газа — меньше, чем за все время своего существования. Даже в кризисном 2009 году, когда экономика рухнула сразу на 15%, мы расходовали больше газа. Но в прошлом году экономика не падала, что говорит о значительном прогрессе в экономии энергоресурсов и энергоэффективности.
Начатая при Арбузове работа дала хороший немедленный результат, но реальный эффект реализации такой программы она принесла бы только через несколько лет, если бы все намеченные шаги вовремя исполнялись. Предлагаемое Кабмином Яценюка резкое урезание потребления означает лишь усиление давления на промышленное производство. Все, что смогут сделать в такой ситуации владельцы и руководители заводов и фабрик — резко сократить объемы производства, в результате чего многие люди лишатся доходов или вовсе рабочих мест, а бюджет — налогов.
Таким образом, прибегая к пожарным мерам, Яценюк собственными руками ставит крест на восстановлении экономики страны и росте благосостояния ее населения. Вместо этого нынешнему Кабмину стоило бы продолжить программу повышения энергоэффективности, начатую Арбузовым, и наконец договориться о поставках газа с Россией, ведь без него Украине все равно в ближайшие годы не прожить.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.