Любой избирательной кампании присущ элемент шоу. В этом есть что-то от игры. Как ребенку проще воспринимать информацию, играя, так и избирателю комфортнее не копаться в сложных и путаных программах, биографиях кандидатов и не заморачиваться изучением их команд. Гораздо удобнее смотреть шоу и выбирать наиболее симпатичного, пассионарного и яркого политика. Собственно, удачно поставленным шоу объяснялся в частности неожиданный успех Сергея Тигипко в 2010 году, а серость красок в рекламе на тех же выборах привела к провалу Арсения Яценюка.
Нынешние же выборы, по идее, должны были бы стать принципиально новыми. На них конкуренция идей должна была бы вытеснить или хотя бы отодвинуть на второй план стандартное шоу с красивыми картинками и нереальными обещаниями. Так должно было случиться не потому, что к конкуренции идей призвал Петр Порошенко, а Юлия Тимошенко и вовсе предложила проводить какую-то “принципиально новую” кампанию, не уточнив, правда, в чем именно будет состоять ее новизна. Проведение выборов, на которых граждане могли бы сделать сознательный выбор, - единственный ключ к реализации требований Майдана. Это первый шаг к обеспечению подконтрольной и прозрачной власти, которой ждут люди.
Однако уже выдвижение кандидатов и их первые шаги показали, что вместо честной и принципиально новой кампании, избиратели получат стандартное шоу. Причем, несмотря на короткий период предвыборной гонки - всего 2 месяца, драматургия этого представления будет ярче обычного. Это видно уже из списка кандидатов, вознамерившихся баллотироваться на президентский пост.
Среди выдвиженцев есть те, для кого кампания - это просто два дополнительных месяца, чтобы собраться с мыслями, найти себя в новой политической реальности, а возможно и избежать уголовного преследования. Это, конечно, и Михаил Добкин, выдвинутый Партией регионов, и все остальные его соратники по бело-голубому лагерю, так и не удостоенные сомнительной чести баллотироваться от ПР: Сергей Тигипко, Юрий Бойко и Олег Царев. К пережидающим можно отнести также Рената Кузьмина, Наталью Королевскую, Александра Клименко, Николая Маломужа и Владимира Коновалюка. Вероятно, какие-то бизнес-мотивы толкают на выдвижения в президенты и бывшего спонсора киевского “Арсенала” Вадима Рабиновича.
Есть и те, кто просто не может упустить шанса напомнить о себе во время выборов, чтобы сохранить известность и популярность либо закрепить только появившиеся позиции. Это и тщетно мечтающий стать Верховным главнокомандующим “первый непроходной” Анатолий Гриценко, и внезапно попавший в большую политику Дмитрий Ярош, “Правый сектор” которого недавно стал партией и теперь нуждается в инициализации путем выборов. В ряду тех, кто пытается закрепить свою популярность времен Майдана и Ольга Богомолец, не ставшая министром здравоохранения, но очевидно стремящаяся остаться в струе. Петр Симоненко и вовсе рискует провести свои последние выборы, особенно после того, как его электоральное ядро перешло в статус субъекта Российской Федерации. Откровенным троллингом можно считать выдвижение в президенты главного “радикала” Олега Ляшко и Дарта Вейдера - виртуальной игрушки Интернет-партии.
Каждый из не проходных кандидатов является удобным инструментом для слива через него компромата и критики оппонентов чужими руками. Тем более, что амбиции и желание “засветиться” будут толкать политиков второго эшелона на то, чтобы оппонировать лидерам гонки.
Реальная же борьба за президентство, очевидно, развернется между Петром Порошенко и Юлией Тимошенко. Первый уже получил серьезный козырь после поддержки “УДАРом” и отказа Виталия Кличко от выдвижения в президенты. Однако открытым остается вопрос о том, смогут ли Тимошенко и Порошенко вести заявленную борьбу идей, не скатываясь к взаимным обвинениям и копанию в прошлом, которое у обоих не идеально. И какую повестку дня на выборах они предложат обществу.
Порошенко не преминул сделать акцент на том, что собирается заниматься повышением обороноспособности страны, однако обошелся без резких заявлений в адрес России и залихватских обещаний по возвращению Крыма. Хотя именно он один из немногих украинских политиков, которые в разгар конфликта побывали на полуострове лично, а не отделывались заявлениями и призывами к украинским солдатам. В остальном же программа Порошенко состоит из добрых намерений и правильных фраз в духе построения конкурентоспособной экономики и обеспечения свободы слова. Однако действенность предлагаемых им мер сложно оценить без приложения к практике.
Тимошенко же свою кампанию начала с агрессии. По скольку в ее собственной логике новых выборов без компромата прямо критиковать Порошенко она не может, объектом ее агрессии стал Владимир Путин, объявленный врагом №1 для Украины. Обещания вернуть Крым и наказать агрессора, конечно, могут позитивно сказаться на ее рейтинге в условиях необъявленной войны. Но в то же время в случае победы столь агрессивная риторика не позволит Тимошенко нормально наладить диалог с Кремлем. Без диалога же крымскую проблему не решить. Тем более что пока в вопросе обеспечения стабильного будущего на полуострове деятельное участие принимают только сами крымские татары, проведшие курултай и потребовавшие национально-территориальной автономии. Но если Украина хочет, чтобы Крым остался ее территорией, действенные шаги для этого должны предпринимать именно украинские власти. И кандидаты в президенты должны это понимать.
Второй темой кампании Тимошенко стало законотворчество. Пока что лидер “Батькивщины” выступила только с одним законопроектом, разрешающим видео- и аудиофиксацию общения граждан с чиновниками. Эта мера якобы позволит навсегда побороть коррупцию. Хотя похоже, что реализация данной инициативы не столько позволит побороть коррупцию, сколько откроет путь для создания своего рода социальной сети сторонников Тимошенко.
Подобная технология работает примерно так же, как в свое время сработала выдача “Юлиной тысячи”. Люди стояли в очередях “Ощадбанка”, ожидая денег, а параллельно обсуждали нежданно свалившееся на них материальное благо и ту, кто это благо им обеспечила. Точно так же те (а это будут преимущественно не занятые люди - пенсионеры и безработные), кто будет использовать видео- и аудиофиксацию при общении с чиновниками, будут бессознательно втягивать себя в обсуждение и реализацию инициатив Тимошенко. Таким образом все борцы с коррупцией по сути превращаются в бесплатных агитаторов Юлии Владимировны. О значении же данной инициативы для реального преодоления коррупции, пожалуй, говорить не стоит. Ясно, что даже гипотетически она может коснуться лишь самого низового уровня. Так же, как и при распределении постов в Кабмине видеофиксации почему-то не проводилось, а Майдан поставили перед фактом кулуарно достигнутых договоренностей по правительству.
Избирательная кампания только стартовала. А потому нас ждет еще немало сюрпризов и от основных игроков, и от второстепенных участников президентской гонки, которые тоже будут пытаться себя как-то проявить. Но главным сюрпризом будет, если политикам действительно удастся выстроить конкуренцию идей, а не устраивать шоу и пытаться троллить друг-друга, ведя себя как выражался один нынешний кандидат в президенты “немножечко по-дыбильному”.