Еще месяц назад было много разговоров в духе “завтра мы проснемся в другой стране”. Но “в другой стране” проснулись далеко не все и не сразу. Быстро и непосредственно свержение режима Януковича сказалось, похоже только на Юлии Тимошенко и ее ближайших соратниках.
Сама Юлия Владимировна в течение нескольких часов после прихода новой власти оказалась на свободе, а ее партийные местоблюстители в течение нескольких дней - в креслах премьера и и.о. президента. Хотя среди требований Майдана и не было заметно слоганов “Юле - волю” или “Яценюка - в премьеры”. И если кадровые вопросы мы тут пока оставим в стороне, то вопрос освобождения остальных политзаключенных интересно рассмотреть подробнее.
Еще никого не освобождали из тюрьмы с такой скоростью, как Тимошенко. Турчинов не успел подписать постановление Верховной Рады, а экс-премьер уже была на свободе. Такой оперативности могут позавидовать арестованные активисты Майдана и другие политзаключенные. К примеру, Сергей Павличенко, освобождения которого общественность добивалась еще с 2011 года, был освобожден 25 февраля, а его отец Дмитрий – только 26-го. А ведь справедливого решения суда требовало не только их ближайшее окружение. По данным организаторов, в акциях протеста приняли участие более 100 тысяч украинцев. Баннеры в поддержку Павличенко весели в Киеве, Запорожье, Армянске, Днепропетровске, Донецке, Кировограде, Полтаве, Краматорске, Кривом Роге, Луганске, Луцке, Львове, Мариуполе, Николаеве, Одессе, Симферополе, Сумах, Ужгороде, Харькове, Хмельницком, Черновцах, Чернигове и даже в Москве и Порту. География гораздо шире, чем в случае с Юлией Владимировной. Но ее освободили гораздо раньше, чем кого-либо из задержанных активистов Майдана. А ведь именно эти люди, а не Тимошенко, свергли режим Януковича. Юлия Владимировна же решила сразу «окунуться в родную стихию» и поехала на Майдан.
А как же другие люди, которые годами, при любой власти, не могут добиться правды ни в общих, ни в административных, ни в хозяйственных судах всех уровней? Взять, к примеру, случай с журналистом Анатолием Шарием. Медийщик не только выполнял работу вместо правоохранителей и боролся с незаконным оборотом наркотиков и незаконным игорным бизнесом.
Но и вскрывал преступные и коррупционные схемы в среде МВД. За это против него «режимом Януковича» было возбуждено 2 уголовных дела. В июне и октябре 2011 года. Первое по статье 296 (хулиганство) Уголовного кодекса Украины — по стрельбе 1 мая в фастфуде «Макдональдс», когда Анатолий Шарий дважды выстрелил резиновыми пулями в неизвестного, который якобы напал на его жену. Второе – по части 2 статьи 383 Уголовного кодекса Украины (заведомо ложное сообщение о совершении преступления с искусственным созданием доказательств обвинения) из-за обстрела автомобиля Шария 13 июля (журналиста обвиняют в инсценировке покушения на самого себя). И это притом, что уважаемый и авторитетный ранее сотрудник МВД, а нынче журналист Константин Стогний сообщил, что Начальнику ГУ МВД г. Киева генералу Крикуну лично министром Могилевым поставлена задача «решить вопрос с Шарием» с целью недопущения написания негативных материалов об УБНОН МВД. После тщетных попыток добиться справедливости в суде Анатолию Шарию пришлось покинуть Украину и просить политического убежища в Евросоюзе. Вот только и нынешняя власть не спешит расследовать эти дела. Точно так же, как и не спешит решать вопрос о снятии обвинений с участников массовых акций в декабре 2013-январе 2014. Амнистия, то амнистией, а судимость по статье «экстремизм» остается. А далеко не каждая европейская страна визу таким гражданам выдаст. Более того, сейчас против активистов повторно открывают уголовные дела. При этом возглавляемое Арсеном Аваковым Министерство внутренних дел ограничивается отписками Шарию в стиле “дело уже рассмотрено по сути”.
Зато правоохранительные органы очень оперативно сосредоточились на возмездии обидчикам Тимошенко. Уже через несколько дней после смены власти Главное следственное управление Генеральной прокуратуры Украины возбудило уголовные дела по фактам принятия неправосудных решений в отношении судьи Печерского районного суда Киева Родиона Киреева и судьи Шевченковского районного суда Киева Андрея Трубникова. Так же уголовные дела были возбуждены против экспертов Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз, которых обвиняют в составлении в ходе дела Тимошенко заведомо ложных экспертиз, а также против должностных лиц Качановской исправительной колонии. С не меньшей опративностью начались и аресты руководителей “хлебных структур”, которые отказались добровольно освобождать кресла. Именно так получилось с главой НАК “Нефтегаз” Евгением Бакулиным, которого арестовали прямо в рабочем кабинете.
А вот своих соратников обновленные правоохранители наказывать не спешат. До сих пор не то что не заведено уголовных дел, а даже не предпринято никаких следственных мероприятий по факту избиения депутатами-”свободовцами” Игорем Мирошниченко, Богданом Бенюком и Андреем Ильенко уже бывшего исполняющего обязанности главы НТКУ Александра Пантелеймонова. Хотя и расследовать тут особо нечего: пресс-секретарь “Свободы” Александр Аронец не постеснялся выложить видео-доказательство уголовно наказуемых действий своих однопартийцев на YouTube.
За месяц новой власти в правоохранительной системе не просто ничего не поменялось. Ее руководство последовательно продолжает традиции своих предшественников, буква в букву следуя принципу крылатой фразы Бенито Муссолини: “Друзьям - все, а врагам - закон”.