В притче о блудном сыне, над смыслом которой Церковь предлагает нам поразмышлять во время подготовки к Великому посту, есть несколько важных, в духовном смысле, моментов.
Понятно, что по большому счету эта притча касается каждого из нас, так как своими грехами мы удаляемся от Бога, и только через покаяние можем вернуться к Нему обратно.
Также очевидно, что какими бы великими грешниками мы ни были – Бог все равно ждет нас и всегда готов простить и принять. Вопрос в другом – как долго может упорствовать человек в своем нежелании покаяться?
В притче процесс покаяния раскрывается через словосочетание «пришел в себя», и наступает он в определенный момент. Так, когда блудный сын растратил все деньги, которые взял у отца, «настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему» (Лк. 15, 14-20).
Другими словами, человек переосмыслил свое положение только придя в крайне бедственное состояние. Пока у него были деньги, он не думал об отце. И даже тогда, когда он начал нуждаться, то пошел не домой, а к одному из жителей того места, где жил. И только в тот момент, когда человек неимоверно проголодался (готов был есть пищу свиней) – он пришел в себя.
Что это означает? Конечно, можно было бы сказать, что к Богу обращаются только те, кто пережил какие-то проблемы. Или, потому нам и попускаются скорби, чтобы мы поверили в существование Творца. Но, смысл слов Христа намного глубже. Притча о блудном сыне – это притча не про проблемы, как причину веры в Бога, а про поиск Отца.
К Богу обращается тот, кто испытывает духовный голод. Жажда познания Истины, алкание Правды (вспомните Заповеди Блаженств) – вот то, что помогает человеку «прийти в себя». Только Христос может утолить эту жажду и этот голод. Этот тезис усиливается противопоставлением пищи свиней (рожков) и хлеба. То есть, из контекста притчи понятно, что поиск чего-то вне Христа – это пища, недостойная человека, духовный суррогат, «еда свиней».
С другой стороны, найти Истину, вернуться к Отцу – значит прийти в себя, найти свое подлинное «я». То есть, собой мы становимся только в единстве со Христом.
Поэтому, притча о блудном сыне - это рассказ о человеке, который вместо рожков выбрал хлеб. Хлеб Жизни. Теперь и нам остаётся сделать то же самое.