Власник сторінки
руководитель аналитического центра "Третий сектор", политолог
Энергетический кризис ставит под угрозу не только отопительный сезон, но грозит уничтожить целые отрасли промышленности.
Грядущая зима станет самой сложной для Украины. Сейчас информационное пространство заполнено прогнозами как будет развиваться ситуация и с чем может столкнуться Украина в ближайшие месяцы. В «Батькивщине» уверены, что на вопрос как могло так получиться, что страна вошла в зиму с без запасов угля и газа должны ответить следователи. Министру внутренних дел Украины передано заявление о преступлении по срыву подготовки к отопительному периоду. Исчерпывающую оценку сложившейся ситуации дала Юлия Тимошенко:
«В преступлении по срыву подготовки к отопительному сезону есть две составляющие. Первая – не закачали газ в газовые хранилища. Требовалось минимум 25-27 миллиардов кубов, а закачали для государственных нужд – всего 10. Имея летом на своем счету почти 2 миллиарда долларов, НАК «Нафтогаз» не использовал эти деньги для того, чтобы выполнить свой долг. И теперь в самые холодные времена страна останется без тепла и электроэнергии. Вторая составляющая – вместо необходимых 2,5 миллиона тонн угля, на склады положили всего 700 тысяч тонн. Как следствие – мы сегодня должны просить Белорусь давать нам электроэнергию в то время, когда наши мощности могут производить вдвое больше электроэнергии, чем потребляет вся страна».
Компетенция Тимошенко в энергетической сфере не вызывает сомнений. Именно в бытность Тимошенко вице-премьером отвечающим за энергетику украинцы забыли, что такое веерные отключения электроэнергии. Энергетика перешла с бартерных схем на денежные расчеты и это не преминуло позитивно сказаться на положении экономики Украины в целом. И сейчас Тимошенко вполне обоснованно ставит вопрос об ответственности тех, кто привел к катастрофической ситуации в энергетике: «Этой зимой Украина потеряет сотни миллиардов гривен, ослабит себя и разрушит часть своей промышленности, потому что уже сейчас закрываются сотни предприятий, которые не могут оплачивать газ по 35-40 гривен за куб. Надо найти виновных, кто не скачал газ летом, когда он стоил в 6 раз дешевле! Ведь теперь расходы из местных и государственного бюджетов не направят на пенсии, зарплаты бюджетникам, субсидии или другую социальную помощь, а отдадут их «Нафтогазу», чтобы покрыть убытки, вызванные тем, что не закачали газ в газовые хранилища».
Можно добавить, столь жесткие оценки исходят из реального положения дел энергетике. К началу отопительного сезона газа в хранилищах в лучшем случае две трети от необходимого, к тому же европейские компании с октября интенсивно отбирают свой газ, хранимый в украинских газохранилищах.
По углю с учетом поставок угля и импортных поставок острый дефицит угля возникнет уже к концу декабря. К тому же в мире сейчас дефицит угля, а антрацита попросту не найти, еще и в преддверии зимы. К тому же из Казахстана нет поставок антрацита –который нужен для украинских ТЭЦ. Антрацит закупить, однако встает вопрос цены и логистики. И, если предположить, что купить обещанные правительством 4 миллиона тонн угля, с перевозкой такого количества груза может не справиться «Укрзализныця», поскольку нет требуемого количества вагонов.
Компенсировать дефицит угля и газа за счет атомной генерации нереально. Сейчас импорт электроэнергии идет лишь из Белоруссии, однако может сложиться ситуация, когда этой электроэнергии банально не хватит. И тогда не избежать веерных
отключений не только промышленности, но и населения.
Собственно ситуация в энергетике, это иллюстрация того, что пиар и благие намерения не могут заменить профессиональных и ответственных управленческих решений. Особенно учитывая масштаб того, во что это обойдется стране. Поэтому и стоит установить имена и должности тех, кто вместо того, чтобы быть частью решения проблемы, стал частью самой проблемы.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.