Святителю Тихону принадлежат слова, которые впору помнить каждому православному христианину: «Пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церкви была польза».
18 ноября 1917 года, после более чем двухсотлетнего перерыва, Русская Православная Церковь получила нового Патриарха. Им стал архиепископ Виленский Тихон (Белавин).
Родился будущий святитель 19 января 1865 года в Псковской губернии. Воспитывался в вере и благочестии и был настолько предан Богу, что уже во время учебы в Псковской духовной семинарии студенты в шутку называли его «архиерей», а сразу после поступления в Санкт-Петербургскую духовную академию он получил прозвище «патриарх», которое и стало пророческим. В 26 лет принял монашеский постриг с именем Тихон, а на 34-м году жизни хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии.
Владыка Тихон был человеком удивительных качеств. Например, в 1914 году при переводе его из Ярославской на Виленскую кафедру, Городская дума Ярославля почтила архипастыря титулом «Почётного гражданина города Ярославля». Известно также, что архиепископ Тихон пользовался таким большим уважением в народе, что к нему под благословение приходили не только православные христиане, но и католики и старообрядцы. Поэтому неудивительно, что Промыслом Божьим Патриарший престол Русской Церкви занял именно этот человек.
Наверное, не стоит подробно останавливаться на том факте, что архиепископ Тихон возглавил Церковь в один из самых трудных периодов истории. Практически с самого начала советская безбожная власть воздвигла небывалые гонения на верующих христиан. Миряне, священники, епископы подвергались не только тюремным заключениям, но и пыткам, мучениям и расстрелам. Разрушались храмы, закрывались монастыри, а Церковь была поставлена на грань полного уничтожения. Патриарху приходилось принимать трудные решения, которые вызывали гнев и негодование власть предержащих (например, отказ признавать обновленцев или анафема гонителям Церкви).
Несмотря на всё это, святитель Тихон всегда считал, что главное – не его личное благополучие и корысть, а польза для Церкви. Именно ему принадлежат слова, которые впору помнить каждому православному христианину: «Пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церкви была польза».
О чем эти слова? Они – яркое свидетельство того, что Патриарх Тихон не искал славы для себя. Он руководствовался не собственными амбициями и стремлениями, а исключительно интересами Церкви, которые не отождествлялись для него с интересами как личными, так и национальными или политическими. Он понимал, что Церковь – это Тело Христово, а не конгломерат людей, собранных вместе в силу общих убеждений. А значит и руководствоваться Она должна не «целесообразностью», «историческим моментом» или «требованиями времени», а исключительно Евангелием, канонами и святоотеческим преданием.
К сожалению, сегодня многие христиане забывают об этом. И что самое печальное и даже страшное, об этом забывают и некоторые высшие церковные иерархи. «Нацию», «историческую востребованность» или, что намного хуже, собственные амбиции они ставят выше интересов Церкви, оправдывая свои действия тезисами о том, что во главу угла должна ставиться «церковная польза». Однако, в таких случаях под словом «Церковь» понимается не Тело Христово, обладающее вселенским характером, соборной природой и благодатным водительством Духом Святым, а некая структура, ограниченная территориально и вынужденная решать сиюминутные вопросы. Действуя в таком ключе, носители этих идей, облеченные высоким церковным саном, наносят глубокие раны Телу Христову, уничтожают само понятие Церкви, и заботятся больше о своем собственном положении в обществе, чем о реальной церковной пользе.
В последнее время мы часто слышим высказывания о том, что на того или иного церковного иерарха «надавили», «заставили» принять какое-то решение, идущее вразрез с канонами Церкви. Но, если бы все хорошо помнили и о словах Патриарха Тихона, процитированных выше, то ни «надавить», ни «заставить» было бы нельзя. Действительно, «лучше погибнуть для истории», чем пойти против многовекового Предания Церкви, против Её сущности и против собственной совести.
Потому что, руководствуясь соображениями «практической» необходимости, а не пользой Церкви, мы рискуем потерять мистическую связь со Христом, превратившись в лучшем случае в чиновников, а в худшем – в иуд.
Вспоминая сегодня святителя Тихона, давайте будем помнить и его слова: «Пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церкви была польза». Ведь, в конечном итоге именно такая жизненная позиция и сохранила его имя в истории для будущих поколений.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.