С подачи экс-комбата «Айдара» Сергея Мельничука вновь зазвучала проблема раскола в ПЦУ. Он также сообщил, что экс-президент Пётр Порошенко планирует заменить Епифания на Симеона
С
подачи бывшего комбата «Айдара» Сергея Мельничука вновь громко зазвучала
проблема раскола в ПЦУ. Мельничук также
сообщил, что экс-президент Пётр Порошенко, не получая от этого своего детища
ожидаемых результатов, планирует поменять Епифания на более послушного Симеона
(митрополит Винницко-Барской епархии). Чем вызвано такое желание и почему
вместо обещанного церковного объединения
украинское общество раскололось ещё больше?
Будем
разбираться.
Итак,
сегодня отдельно есть Православная церковь Украины, отдельно Украинская
православная церковь (Московского патриархата). Кроме того, несмотря на все
разговоры про объединение, функционируют УПЦ КП и отдельные епархии Украинской
автокефальной православной церкви (УАПЦ). А как же объединение УПЦ КП и УАПЦ в
единую ПЦУ, о чем так громко говорил Порошенко? Дело в том, что Филарет
(Денисенко) «вливаться» в ПЦУ отказывается категорически. А вместе с ним категорически
отказываются и прихожане УПЦ КП. Их немало- около 5 тысяч приходов по всей
стране. Почти 8% жителей Украины причисляют себя именно к этой конфессии. И
сдавать свои храмы ПЦУ верующие не планируют. Однако их желания особо не
спрашивают. Столкновения при «переделе церковного имущества» мы наблюдали уже
неоднократно. Чего только стоит драка в храме Рождества Христова в Одессе этой
весной.
Непростая история
Филарет
и его многочисленные сторонники в намерении отстоять свою церковь не сдаются. И
их можно понять. Почти 30 лет Филарет положил на создание автокефальной церкви
для независимой Украины, пусть и непризнанной нигде в мире. И тут вдруг
появляется новый проект, из которого явно проглядывают политические «уши».
Почему ПЦУ теперь должна заменить УПЦ КП? С чего вдруг? Миллионы прихожан по
всей Украине считают УПЦ КП своей церковью, а Филарета – своим патриархом.
Почему в угоду чьим-то амбициям интересы всех этих людей пытаются растоптать?
Как
результат, в Украине идет целый список судебных процессов. Руководители УПЦ КП и
её прихожане обращаются к нашим властям и к лидерам других стран (вплоть до
Президента США Дональда Трампа) относительно принадлежности приходов в
диаспоре, захватов храмов УПЦ КП, регистрации ПЦУ и ликвидации УПЦ.
А
история с зарождением ПЦУ действительно непростая. И не всё там так законно и
гладко, как могло было бы показаться на первый взгляд. Мельничук пару недель назад опубликовал в Facebook пост-расследование,
где привёл несколько случаев подтасовок и нарушений при ликвидации УПЦ КП и
регистрации ПЦУ. Очень любопытная информация, надо признать. Кто
заинтересовался - почитайте. А немногим ранее Европейский деканат УПЦ КП опубликовал
заявление, содержащее канонические аргументы в пользу нахождения в юрисдикции именно
этой Церкви.
Заграница не поможет
«Неофициальной
рекомендацией Епифания… было попробовать обратиться к Константинопольскому
патриархату с целью найти официальное решение в виде компромисса, чтобы и к
Константинопольскому Патриархату принадлежать, и каким-то образом получать
легитимную духовную связь и опеку из Киева», - сообщил Европейский деканат УПЦ КП.
То
есть, Епифаний хотел действовать по принципу «и нашим, и вашим», понимаете? Но
этого не получилось. «На такой запрос непосредственно приход г. Кёльна не
получил никакого ответа. Также и попытки контакта с ответственным за Германию
архиепископом Даниилом Зелинским (США), чтобы найти каноническое решение
проблемы, не дали результатов. Вернее, остались без шансов на диалог», –
рассказывают в Европейском деканате. И добавляют, что у приходов г. Кёльна, г. Мадрида
и священника итальянского города Ларино вроде как бы и был выбор. Но. У них не
было никакого другого легитимного пути, чтобы оставаться в духовной связи с
Церковью, кроме как остаться с патриархом Филаретом. Поскольку «только он
являлся и до сих пор является управляющим епископом по Европе. И, к тому же, он восстановлен в своих канонических правах
перед предоставлением Томоса» (помните решение Священного Синода
Константинопольского патриархата от 11.10.2018 года?)
Кроме
того, в Европейском деканате УПЦ КП подчёркивают, что поскольку епископом всех
парафий и духовенства за рубежом был святейший Патриарх Филарет (плюс на то
время он уже был возобновлён в своих канонических правах), то все клирики,
которые перешли без согласования, подпадают под запрет. Поэтому, согласно канонам, «если после
призывов вернуться назад они и в дальнейшем остаются в этом непослушании, то
пусть находятся в общении как миряне».
И
последнее. В процессе перехода от Киевского Патриархата к Вселенскому
патриархату Константинополя, как подчёркивается в заявлении Европейского
деканата УПЦ КП, ни один епископ от ПЦУ, кроме самого Филарета, не имел
канонического права давать «представительскую грамоту». Мол, духовенство за
рубежом должно было обращаться за этим к патриарху Филарету лично. А оно
зачастую не обращалось.
Ну
а в целом, надо признать, для ПЦУ ситуация в заграничных приходах складывается
весьма печально. Ибо порядка 70% таких приходов остаются в УПЦ КП. И они ни на
каких условиях не идут к
Константинопольской церкви, несмотря на все настойчивые попытки их туда
перевести.
60
исков против ПЦУ
Но
вернёмся в Украину. А в Украине против ПЦУ открываются всё новые и новые
судебные процессы. Сейчас в судебных инстанциях рассматривают около 60 исков в
защиту интересов Киевского патриархата. Эти иски, в том числе, поданы и
физическими лицами, пояснила руководитель юридической службы Филарета Неонила
Ткаченко. Люди становятся на защиту своей Церкви, и стремления их абсолютно
понятны.
А
дальше больше. Основные иски уже прошли все украинские инстанции и сейчас
рассматриваются в Европейском суде по правам человека. Также дело по иску
Филарета принято на рассмотрение Верховным Судом Украины, и вскоре его
рассмотрит Кассационный административный суд.
И
не исключено, что суды начнут массово удовлетворять эти иски в пользу УПЦ КП.
Особенно если такие решения будут предприниматься Фемидой международной. Для
ПЦУ это может стать холодным душем.
Порошенко, гудбай!
И
ещё один немаловажный момент. «Отец-основатель» Православной Церкви Украины
Пётр Порошенко уже не у власти. То есть поддержку ей он теперь не обеспечит.
Похоже, что в ПЦУ это прекрасно понимают. По крайней мере, 22 августа Священный
синод ПЦУ разрешил священникам баллотироваться в местные советы от разных
партий, вместо того, чтобы единогласно поддержать «Европейскую солидарность»
Порошенко.
А на днях в адрес ПЦУ «полетела
ответочка». В частности, появилась информация о том, что
Порошенко планирует сместить Епифания и поменять его на более послушного Симеона.
Уже цитируемый нами Сергей Мельничук отмечает, что официально эта информация
пока не подтверждена. Однако в ЕС ее не опровергают. Соответственно, в скором
будущем руководитель ПЦУ действительно может поменяться, поскольку, мол, «данный
проект не приносит Порошенко никаких дивидендов».
Какой
вывод можно сделать из всей этой истории? ПЦУ для Порошенко была, прежде всего,
политическим проектом. Не стоит сбрасывать со счета и стремление Порошенко
угодить США, которые с недавних пор стремятся активно влиять на православные
церкви в Европе. Однако в итоге получилась поговорка «Що бистро робиться – те криве
родиться». И Порошенко, и будущий клир вместе с Епифанием так спешили объявить
об объединении, что совершили целый ряд юридических и политических ошибок. Вот
почему в итоге никакого объединения не
произошло, а вместо двух религиозных структур Украина теперь имеет три – ПЦУ,
УПЦ (МП), УПЦ КП плюс оставшиеся епархии УАПЦ.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.