Неделю назад Европейский суд по правам человека не удовлетворил ходатайство о введении немедленных мер в интересах защиты прав Крымской епархии ПЦУ от действий российских властей
На днях Епифаний публично пожаловался, что ПЦУ испытывает проблемы с переходом в свой состав приходов из УПЦ Московского патриархата. По мнению главы ПЦУ, процесс перехода приостановился при президенте Зеленском - и надо бы государству что-то с этим делать. Жалобы Епифания неудивительны, ведь лавинообразного и повального перехода из УПЦ в ПЦУ спустя более чем полтора года после получения Томоса так и не случилось. Поначалу казалось, что процесс необратим: в январе 2019 в новосозданную церковь постучалось 153 общины, в феврале — уже 234. Но чем ближе подходили президентские выборы, тем хуже становилась динамика. Уже в мае и июле 2019-го желание перейти в ПЦУ проявили всего два храма — т.е. по одному в месяц.
Впоследствии переходы стали совсем редкостью. Сегодня, если они и случаются, то один-два раза в несколько месяцев. Да и то, как правило, такое событие непременно сопровождается скандалом и конфликтом.
Провал «триумфального шествия» ПЦУ был очевиден уже к осени прошлого года. А жалобы на власть, которая не только не помогает Епифанию, но и якобы чинит препятствия его религиозной организации начались еще в начале этого года. Так, в январе глава ПЦУ заявил, что процессу перерегистрации прямо препятствуют областные госадминистрации, которые якобы не желают создания истинно патриотической церкви. Впоследствии переходу в ПЦУ стал мешать коронавирус. И вот теперь опять мешает государство Украина.
Вообще митрополиту ПЦУ действительно есть на что жаловаться, ведь дела у церкви складываются вовсе не так радужно, как это представлялось в начале прошлого года. По сути, вместо единой украинской церкви появился лишь несколько обновленный вариант Киевского патриархата. Что, правда, при этом сам Киевский патриархат, казалось бы, сокрушенный еще год назад, все никак не желает исчезать - и даже тут до сих пор нет окончательной победы. Еще хуже то, что вместе с прекращением «триумфального шествия» внутри страны так и не состоялся триумф вне Украины. Православный мир так и не высказался в пользу ПЦУ. И точно также, как прекратились переходы храмов, остановился и процесс признания. Там, где посол США в Греции Джефри Пайетт (бывший посол США в Украине) и Варфоломей имели какое-то влияние, как, собственно, в самой Греции и в египетской Александрии, там ПЦУ ждали успех и признание. Там, где влияния Пайетта и Варфоломея не хватило - там нет и признания. Да и в самой Греции вопрос ПЦУ породил раскол, который и поныне остается в латентной стадии и может актуализироваться в любой момент. Тема ПЦУ на международной арене, по сути, выдохлась.
Одним из примеров исчерпания интереса к ПЦУ является недавняя неудача Епифания в Европе. Так, неделю назад Европейский суд по правам человека не удовлетворил ходатайство о введении немедленных мер в интересах защиты прав Крымской епархии ПЦУ от действий российских властей. Усиленно раздуваемый Епифанием политический скандал, похоже, закончится ничем. Суть в том, что бывшая Крымская епархия Киевского патриархата в лице перешедшего в ПЦУ епископа Климента отказалась перерегистрироваться по российскому законодательству. Проблемой для новой епархии ПЦУ в Крыму стало то, что большая часть ее приходов еще со времен Леонида Кучмы располагалась в воинских частях, откуда в итоге их пришлось убрать. Также ПЦУ потеряла и главный храм епархии в Симферополе, который располагался в здании бывшего ДК Симферопольского военно-политического училища и находился в аренде у Киевского патриархата еще с начала 2000-х годов за совершенно символическую сумму. В итоге, власти Крыма не стали продлевать договор аренды и все судебные усилия Климента и Епифания оказались тщетными, как и попытки выдать перед мировой общественностью банальный имущественный спор за религиозные гонения. Как видим, в ЕСПЧ также не увидели в произошедшем религиозных гонений. Кстати, неудивительно, что наибольшее возмущение решением ЕСПЧ высказал посол США в ОБСЕ. Но возмущением делу уже не помочь.
Еще одной проблемой для ПЦУ могут стать грядущие местные выборы. Когда волшебное влияние Порошенко закончилось и «триумфальное шествие» ПЦУ завершилось, Епифаний как глава новой церкви попытался дистанцироваться от опального экс-президента и остаться нейтральным в его разгорающемся конфликте с новой властью.
Естественно, со стороны политического отца-основателя ПЦУ в лице Порошенко это было воспринято, как черная неблагодарность. Не получив прямой поддержки на проходящих ныне местных выборах (собственно, как и на прошлогодних парламентских), Порошенко вряд ли это забудет Епифанию. В сеть уже не раз попадала информация о том, что Петр Алексеевич вынашивает планы по смене Епифания на более близкого ему винницкого епископа Симеона, что сделало бы ПЦУ более покладистым инструментом политического пиара «Европейской солидарности».
Сделать это можно на церковном соборе и положение, при котором ПЦУ явно пробуксовывает как внутри, так и вне Украины, вполне способствует тому, чтобы признать работу Епифания неудовлетворительной, что облегчило бы смену власти в церкви.
И Епифаний знает об этом, понимает это, а потому и раздаются жалобы на государство и коварных чиновников, которые все вместе мешают торжеству самой патриотической церкви. Что правда к проблемам вне Украины это отношения не имеет, но об обещанном всеобщем признании ПЦУ в мире сейчас уже никто и не вспоминает.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.