Бей евробюрократов, спасай украинское машиностроение

31 серпня 2020, 13:37
Власник сторінки
Журналист
0
62
Бей евробюрократов, спасай украинское машиностроение
Рисунок Игоря Конденко

Согласно последним данным Государственной службы статистики Украины, во втором квартале ВВП рухнул на 11,4%. Критическим остается очень негативный тренд спада промышленного производства.

За первое полугодие промпроизводство сократилось на 8,3% в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. Сильнее всего падает высокотехнологичный сегмент, оставшийся от индустриального потенциала Украинской Советской Социалистической Республики. В первую очередь речь идет о машиностроении.

Но хуже всего то, что западные «партнеры» и международные соглашения, которые ратифицировала Украина, не позволяют нам даже попытаться спасти отечественную промышленность. Она должна тихо умереть, во славу «цивилизационного выбора» и пути Украины в «семью европейских народов».

В качестве некоего предисловия к этому материалу хочется напомнить слова экономического эксперта, вице-президента Украинского союза промышленников и предпринимателей Виктора Скаршевского из его интервью «2000» («Украина преуспевает в строительстве «аграрной супердержавы», №5(939) от 31.01—6.02.2020).

«В 1770 г. будущие Штаты, тогда еще колония Великобритании, решили запускать свое производство. Так вот, тогдашний премьер-министр Великобритании Уильям Пит-старший произнес знаменитую и очень емкую фразу: «Я не допущу развития промышленности в Североамериканской колонии, мы не дадим разрешения на производство даже одного гвоздя для подковы». Почему он это сказал? Да потому, что понимал: если промышленность будет развиваться, то колония станет сильной и независимой.

Точно по Адаму Смиту: «Абсолютное преимущество Североамериканских колоний — это сельское хозяйство, а промышленность у вас не пойдет, так что живите сельским хозяйством». Аналогия один к одному. Наглядный пример того, как метрополии относились к колониям. Точно так же сейчас относятся к нам. Бывший посол в Украине Джеффри Пайетт сказал практически то же: «Украина, становитесь аграрной сверхдержавой».

Если мы хотим вырваться из этого аграрно-сырьевого круга, необходимо проводить активную промышленную политику, развивать собственное производство».

Удивительно, но даже нынешний состав власти пытается заниматься вопросом внутреннего производства.

Раз в год и ЗЕ-команда приятно удивляет

Часть властной команды в правительстве и Верховной Раде всерьез задумались об инструментах поддержки национальной промышленности, защите внутреннего рынка и национального производителя. Первый позитивный сигнал подало Министерство экономического развития, торговли и сельского хозяйства.

16 июня министр экономики Игорь Петрашко сообщил на пресс-конференции, что его ведомство предлагает ввести преференции для машиностроительной продукции с уровнем локализации более 35% во время госзакупок в системе Prozorro. По мнению Петрашко, при более чем 35% украинской локализации поставщик такой продукции должен получить дополнительный оценочный критерий при проведении торгов в размере 30% от общей оценки привлекательности предложения.

Также он отметил, что преференции локализованной продукции предоставляются во всем мире, а основная цель предложения — поддержать украинскую промышленность, не имеющую доступа к дешевым кредитам, — в отличие от многих зарубежных конкурентов.

Минэкономразвития подготовило проект постановления Кабмина с предложением ввести в качестве пилотного проекта двухгодичный режим протекционистских мер для украинского машиностроения. Инициаторы проекта постановления приводят наглядную официальную статистику по импорту продукции машиностроения, объему продукции, которую на внутреннем рынке реализовали национальные производители.

«По итогам 2018 года импорт составил 4,06 млрд. долл., по среднегодовому курсу Национального банка Украины это больше, чем реализованная продукция на внутреннем рынке всеми украинскими производителями (3,8 млрд. долл.)», — констатируют разработчики документа.

Деградацию машиностроения подстегнули факторы, которые очень точно указывает Минэкономразвития:

— частичное разрушение производственного потенциала временно оккупированных территорий промышленного региона Донбасса;

— потеря традиционных рынков сбыта продукции отечественной промышленности;

— недостаточный уровень развития внутреннего рынка сбыта промышленной продукции и пассивное участие государства в решении этой проблемы;

— сложность переориентации производства и экспортных поставок на рынки высокоразвитых стран из-за высокого уровня конкуренции и торговой защиты;

— общее нарастание протекционистских настроений и тенденций в мировой торговле при сохранении в Украине либерального доступа на внутренний рынок для иностранной продукции.

В проекте постановления также рассчитаны цифры экономического эффекта для отдельных секторов машиностроения при условии реализации документа: «За счет локализации, например, производства электровозов в Украине, по данным, предоставленным Федерацией работодателей Украины, будем иметь ощутимый мультипликационный эффект для 150 промышленных предприятий машиностроительной и смежных отраслей Украины, так и украинской экономики в целом».

Также приводится суммарный финансовый эффект по сегменту производства электровозов:

— дополнительные поступления в бюджеты и фонды (200,8 млн. евро), экономия расходов по безработице (76 млн. евро);

— создание около 25 тыс. новых рабочих мест;

— увеличение доходов населения в виде заработной платы (18,5 млн. евро в год);

— стимулирование роста ВВП (минимум на 3,74 млрд. грн. ежегодно).

Это весьма прогрессивная и столь же неожиданная инициатива именно от «зеленой» команды. Но, что удивительно, в Раде «слуги» пошли еще дальше.

Амбициозный законопроект

На внеочередной сессии Рады, прямо перед уходом депутатов на каникулы, парламент поддержал в первом чтении законопроект №3739 «О внесении изменений в закон Украины «О публичных закупках». Эта инициатива еще более смелая и амбициозная, чем проект постановления от Минэкономразвития.

В отличие от проекта Минэкономразвития депутаты предложили еще более «антилиберальные» протекционистские механизмы защиты машиностроительной отрасли. Нардепы предлагают установить перечень товаров, в отношении которых использование требований локализации становится обязательным при проведении публичных закупок в ближайшие 10 лет. Более того, по ряду товаров устанавливается степень локализации производства на уровне 35—40% с дальнейшим повышением процента с 2024 г. до отметки 55—60%.

Авторы проекта закона подчеркивают, что его целью является «формирование благоприятных предпосылок для эффективного использования механизма публичных закупок как средства стимулирования развития отечественной промышленности и предпринимательства, сохранение существующих и создание новых рабочих мест, а также привлечение инвестиций».

В пояснительной записке нардепы указывают на важность принятия мер по поддержке украинской промышленности, которая формирует треть ВВП, «обеспечивая работой 14,8% занятого населения страны более чем на 40,7 тыс. предприятий. Промышленное производство дает 79,3% товарного экспорта Украины (65,7% общего экспорта товаров и услуг), в нем сосредоточено 51,8% капитальных инвестиций и 25,4% прямых иностранных инвестиций, поступивших в отечественную экономику за время независимости».

Приводится статистика по закупкам продукции машиностроения. «В течение 2016—2019 годов в рамках публичных закупок приобретено железнодорожных вагонов, локомотивов и средств общественного транспорта на 10,2 млрд. гривен, из них у иностранных производителей — на 2,4 млрд. гривен (23,5%). Необходимо отметить, что значительная доля закупок осуществляется компаниями-посредниками (638,1 млн. гривен — 6,3%), которые зарегистрированы на территории Украины, однако занимаются преимущественно дистрибуцией импортной продукции машиностроения на внутреннем рынке», — отмечают нардепы.

Также авторы инициативы акцентируют внимание на высоком уровне проникновения импортной высокотехнологичной продукции в систему госзакупок: «Украина фактически не использует потенциал системы публичных закупок как инструмент для привлечения инвестиций и развития инноваций с целью стимулирования занятости, обеспечения технологической способности отечественной промышленности».

В качестве примера приводится закупка французских вертолетов для нужд МВД: «в рамках украинско-французского контракта система авиационной безопасности МВД Украины в течение 2018—2021 годов закупит 110 вертолетов Airbus общей стоимостью более 1 млрд. долларов (с учетом смежных расходов)».

Продвигая свою инициативу, авторы документа ссылаются на опыт Евросоюза: «Так, требования по локализации в публичных закупках Европейского Союза устанавливаются Директивой 2014/25 / ЕС, которая предусматривает особые условия для международных тендеров в таких секторах, как питьевая вода (построение коммуникаций, транспортировки, водоотведения), поставки энергоресурсов (природного газа, отопления помещений), городской транспорт (автобусы, трамваи, троллейбусы и т.д.), предоставление почтовых услуг.

В соответствии с положениями Директивы государственный заказчик вправе отклонять тендерные предложения при закупках в указанных выше секторах, если продукция или услуги, заявленные в этих предложениях, содержащих менее 50% компоненты происхождением из стран — членов ЕС», — вполне резонно подчеркивают депутаты.

Кроме того, украинские законодатели ссылаются на отдельные примеры национального законодательства стран — членов Евросоюза.

«В некоторых странах ЕС действуют национальные требования локализации. В частности, Италия ввела в действие требования локализации для субсидирования солнечной энергетики. Соответствующий закон предусматривает стимулы в виде компенсации 5—10% стоимости проектов, в рамках которых для строительства солнечных электростанций используются компоненты и оборудование, произведенные в ЕС. Греция предоставляет 10% доплаты к зеленому тарифу, если не менее 70% сырья и компонентов для строительства электростанций были получены из стран ЕС».

Впрочем, даже несмотря на принятие законопроекта №3739 в первом чтении, он может либо не пройти второе чтение, либо видоизмениться до статуса «символической пустышки» путем внесения поправок.

Бешенство евробюрократов

Как только в публичном пространстве появилась первая инициатива Министерства экономического развития, команду «фас» моментально получил доморощенный пул грантоедов.

Во главе группы критиканов выступила Transparency International Ukraine. В официальном заявлении организация настойчиво призывает не принимать постановление и не откатывать назад реформу госзакупок, которую Украина приняла под надзором западных партнеров.

«Минэкономразвития во главе с Игорем Петрашко хочет откатить закупочную реформу и нарушить главный принцип Prozorro — равные правила игры. Министерство планирует ввести неценовой критерий локализации в закупках машиностроения. Трансперенси Интернешнл Украина и ряд общественных организаций призывают Правительство не поддерживать этот проект, поскольку он противоречит действующему законодательству и международным обязательствам Украины, а также содержит коррупционные риски», — сказано в заявлении.

В целом, в Transparency не заморачивались дипломатичностью формулировок заявления для «туземцев», прямо указывая Украине ее место. «Эта инициатива нарушает международные обязательства, которые Украина взяла в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС и Соглашения о Государственных закупках в рамках ВТО. Согласно им Украина не может отдавать предпочтение каким-либо участникам публичных закупок и обязана обеспечить «равные правила игры» в закупках, как для иностранных, так и отечественных компаний», — отмечается на сайте организации.

Заявление Transparency подписали еще два десятка украинских грантоедских организаций, вроде «Центра противодействия коррупции» Виталия Шабунина.

Текст законопроекта №3739 вызвал критику в прозападных либеральных СМИ. Документ назвали «прихотью промышленного лобби» и «совковым промышленным лоббизмом, который тянет страну в пропасть».

Позже раздался гневный окрик из Брюсселя. Позицию западных «партнеров» изложил посол ЕС Матти Маасикас, в направленном на имя премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля и спикера парламента Дмитрия Разумкова официальном письме. Посол выразил «серьезную обеспокоенность» по поводу совместимости проекта постановления правительства с обязательствами Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС и Соглашения со Всемирной торговой организацией. Посол пишет, что внедренные реформы в законодательстве о публичных госзакупках «сделали Украину примером в регионе».

«Введение дискриминационных мер, как это предусмотрено проектом Постановления по проекту Закона №3739, поставит под сомнение эти достижения как в свете отношений с ЕС, так и в контексте Соглашения ВТО о государственных закупках. В отношении Соглашения с ВТО о государственных закупках это нарушит ее принципы, а, соответственно, также создаст риск для доступа Украины к рынку государственных закупок.

К тому же будет нанесен серьезный ущерб репутации страны, выстроенной с другими Сторонами Соглашения ВТО», — указано в письме.

Отдельно представитель Евросоюза предупреждает официальный Киев о применении протекционистских мер к проектам, которые реализуются совместно с кредитными институциями.

«Насколько мы понимаем, законопроект требует, чтобы Кабинет Министров обеспечил введение такого же уровня степени локализации в будущих закупках, связанных с проектами, финансируемыми международными финансовыми учреждениями, такими как Европейский инвестиционный банк.

В этом отношении мы хотели бы подчеркнуть, что эти требования могут оказать серьезное негативное влияние на будущую деятельность таких институтов в Украине и соответствующую поддержку ЕС», — подчеркивает Маасикас.

Безусловно, Украина стала «примером в регионе» — примером того, как не нужно упразднять нормы национального законодательства, подменяя их крайне невыгодными условиями международных соглашений. Украина стала примером того, как пожертвовать национальным производством, открыв ворота импортным товарам и услугам международных корпораций.

Ремейк «Купуй українське 2.0»

После волны критики от местных грантоедов и гневной реакции из ЕС позиция украинского правительства «размякла».

Сначала неудовлетворенность документом высказал премьер-министр Денис Шмыгаль. «В нынешней редакции проект закона не соответствует некоторым параметрам соглашения об ассоциации, поэтому, конечно, правительство будет настаивать на том, что мы должны откорректировать редакцию совместно с депутатами так, чтобы она не нарушала международные соглашения, и не только Соглашение об ассоциации», — заявил глава Кабмина.

Позже позицию высказала и вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина: «В нынешней редакции законопроект №3739 противоречит международным обязательствам Украины. Поэтому... предполагаем, что соответствующий законопроект (даже в случае его принятия) не будет применяться к странам ВТО и ЕС, поскольку международные обязательства предусматривают другие условия работы в сфере госзакупок».

Пассаж Стефанишиной насчет того, что протекционистские меры законопроекта в случае его принятия не должны распространяться на членов ЕС и ВТО, — это удивительный пример ее уровня понимания сути вопроса. Неужели целый вице-премьер по евроинтеграции не осведомлена, что в ВТО входят 164 участника. Это 158 стран плюс частично признанный Тайвань, две территории с особым статусом — Макао и Гонконг, и ЕС.

В случае принятия поправок к законопроекту, которыми его действие не будет распространяться на членов ЕС и ВТО, документ станет бесполезной пустышкой и четным бумагомарательством.

Впрочем, его могут и вовсе провалить во втором чтении, как это уже было с предыдущей, похожей инициативой. В 2017 г. в первом чтении был проголосован законопроект №7206, который прозвали «Покупай украинское, плати украинцам».

«Платишь зарплату украинцам, используешь украинское сырье (материалы, компоненты, энергию, деньги) — получи «бонус» весом до 20% в структуре приведенной цены. Чем более «украинская» продукция по ее «ресурсному наполнению», тем предпочтительнее она будет для государства как покупателя», — описывал суть законопроекта нардеп Виктор Галасюк.

Против законопроекта развернулась целая кампания. Кроме критики со стороны грантоедов и местных либеральных СМИ, аффилированных с Западом, проект торпедировали и серьезные западные структуры. С публичной критикой документа выступили аж на уровне Еврокомиссии. Гендиректор Еврокомиссии по вопросам соседства и переговоров по расширению Кристиан Даниэльсон без всякой дипломатической патетики открыто высказывал угрозы. «Мы будем настойчиво советовать Украине быть очень осторожной, когда дойдет до принятия этого закона... У нас все отношения основаны на уважении международного права. Как по мне, этого достаточно. Я напомню, что у нас с Украиной, в соответствии с Соглашением об ассоциации, либерализована торговля. И если одна из сторон нарушает условия торгового соглашения, то нам придется говорить о последствиях, которые будут. А эти последствия будут!» — недвусмысленно интерпретировал ситуацию еврочиновник, после чего инициативу скоропостижно похоронили.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.