И снова языковые страсти-мордасти

08 липня 2020, 19:42
Власник сторінки
политический обозреватель
0
29

Зашевелилось болото. В этот раз по поводу пресловутого языкового закона.

Напомню, что закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» был принят Радой 25 апреля 2019 г. и подписан тогдашним президентом Петром Порошенко 15 мая.

Закон предусматривает, что каждый гражданин Украины должен владеть украинским языком. Применять его при исполнении служебных обязанностей должны не только чиновники всех рангов, но также педагоги и медицинские работники.

Все культурно-массовые мероприятия должны проводиться только на украинском языке. Украинский язык также закреплен как основной для киноиндустрии, книгопечатания, издательской деятельности и т.п.

Доля украинского языка должна составлять не менее 90% на общенациональных каналах и не менее 80% – на региональных.

Все передачи на других языках должны дублироваться на государственный язык.

И все это при том, что даже после «отпадения» Донбасса чуть ли не бОльшая часть населения Украины – откровенно русскоязычная.

Хотя против упомянутого закона сразу после его принятия высказались многие украинские и зарубежные эксперты (в том числе и официальные представители Евросоюза), на какое-то время страсти поутихли. Подозреваю – потому, что никому на самом деле этот закон не был нужен, точнее, принятие его было необходимо не столько для того, чтобы действительно проводить его в жизнь, сколько для того, чтобы хотя бы ненадолго отвлечь общественное мнение от провальной (как всегда) экономической и социальной политики.

И вот, тему опять подняли.

Сначала, 4 июля, спикер Верховной рады Дмитрий Разумков высказался в том духе, что языковой закон нуждается в пересмотре.

Он так и сказал в субботу в эфире канала «112 Украина»: «Закон о государственном языке нуждается в пересмотре. Это моя позиция и она не меняется. В Раде есть инициативы по внесению изменений, они немного дискуссионные».

По его словам, если «мы двигаемся в Европу, то необходимо следовать ее нормам». «Если мы говорим о том, как должен выглядеть тот или иной закон, то он должен устраивать граждан Украины вне зависимости от того, где они проживают и на каком языке говорят. Я думаю, что есть вопросы, которые должны устраивать всех», – сказал спикер.

При этом он отметил, что речь не идет «о втором или третьем государственном языке». «Но мы должны слышать всех, кто живет в этом государстве», – подчеркнул Разумков. При этом он не уточнил, какие именно положения закона следует изменить.

После заявления Розумкова, 6 июля о языке высказался секретарь СНБО Алексей Данилов.

В интервью «Украинской правде» он заявил, что украинский язык должен быть единственным государственным языком. Однако при этом с детского сада граждане страны должны изучать английский. Он также уверен, что этот язык (английский) может стать вторым в стране.

«Вопрос языка это очень важный, принципиальный вопрос для государства. Никакой второй, русский, у нас быть не может не потому, что его не надо изучать. Его надо знать. Если мы говорим об Украине это должен быть только государственный украинский язык.

Должен ли быть второй язык в Украине? Конечно, должен быть. Но это должен быть английский язык, который должен изучаться, начиная с детского сада. Все граждане Украины, если мы хотим быть в цивилизованном мире, должны знать и использовать английский язык. Это обязательная вещь», сказал как отрубил Данилов.

7 июля Конституционный суд Украины начал рассмотрение дела по конституционному представлению 51 народного депутата о конституционности закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного».

Нардепы, которые обратились в КС с конституционным представлением, указали, что закон о языке не соответствует Конституции и не регулирует порядок применения языков национальных меньшинств, а некоторые законодательные положения «фактически означают дискриминацию русскоязычных граждан».

В этот же день представитель президента в Конституционном суде Федор Вениславский во время устных слушаний по делу о конституционности «языкового закона», заявил, что «Верховная Рада должна принять отдельный закон, который будет регулировать статус русского языка и других языков нацменьшинств».

По словам Вениславского, данный закон касается правового регулирования применения исключительно украинского языка.

Предметом правового регулирования данного закона не является статус других языков.

Что следует думать по поводу всей этой неожиданной активности? Зачем украинские власти опять достали заветный туз из рукава – «мовне питання». Для того ли, чтобы снова отвлечь внимание народа от того, что его зубы с каждым годом все больше лежат на полке? Ведь, как известно, «успехи» администрации Зеленского ничуть не больше, чем Порошенко. Или возня вокруг мови свидетельствует о каких-то боданиях внутри украинского политикума?

Версию, что украинские власти наконец «схаменулись», я, разумеется, в расчет не беру: в чудеса я давно не верю.  

Скорее уж следует ожидать появления какого-нибудь еще большего маразма. Например, когда украинских собак обяжут лаять исключительно на державнiй мовi (ну либо на языках Евросоюза). Либо, возвращаясь к высказыванию Данилова, начнут требовать, чтобы бабульки, торгующие семечками, начинали осваивать английский.

В конце концов, Украина – це ж Европа.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.