Пасха 2020 необычна не только из-за появления онлайн-богослужений, освящения куличей мирянами на дому или священниками в пекарнях. Она необычна с точки зрения литургической, как личной так и общинной.
Пасха 2020 года запомнится всем надолго. Пустые храмы, безлюдные улицы, отсутствие привычных для нас традиций и, наоборот, появление чего-то нового, что грозит стать традицией.
Вместе с тем, эта Пасха необычна не только из-за появления онлайн-богослужений, освящения куличей мирянами на дому или священниками в пекарнях. Она необычна с точки зрения литургической, как личной так и общинной.
Литургия в переводе с греческого значит «общее дело». И совершается она с народом и для народа Божьего. Каждый христианин, присутствующий на богослужении, является не только немым свидетелем происходящего, но прямым и гласным его участником. Именно поэтому, апостол Павел называет христиан «народом избранным», «царственным священством», «людьми, взятыми в удел». Литургия – это присутствие Бога среди Своего народа, а ее кульминация – Святое Причастие.
Однако, в этом году в пустых храмах не было причастников. Тогда, можно ли сказать, что Пасхальная Литургия совершилась как «общее дело»? Да, несомненно. И не потому, что многие верующие молились у себя дома, имея возможность поучаствовать в Литургии онлайн, а потому что Церковь не перестала быть Церковью. Ведь, Церковь – это общество верующих, объединенных верой в Иисуса Христа, Таинствами и иерархией. А поэтому, сегодняшние исключительные условия не свели к нулю Церковь и веру, а наоборот, открыли перед нами много нового.
Мы вдруг осознали, что действительно можем лишиться Евхаристии, Таинств, Церкви. Христиане первых веков дорожили каждым причастием, понимая что оно может стать последним. А христиане нашего времени к причастию привыкли. Для многих причастие – это повторяющийся ритуал, смысл которого можно свести к двум словам: «так надо».
Для других христиан причастие – это формальное подтверждение веры: «я причащаюсь, потому что я православный, а все православные должны причащаться».
К великому сожалению, мы не всегда понимаем, что смысл причастия – единство со Христом, не всегда помним слова Спасителя: «Кто будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, тот будет иметь в себе жизнь вечную» (Ин. 6, 54). Смысл причастия в том, что через вкушение Тела и Крови Христа, мы становимся едиными с Ним и предощущаем еще на земле жизнь будущего века.
Господь, через возникшие проблемы нашего времени, напоминает нам о главном. О том, что Пасхальные праздники – это не об освящении куличей и колбасы, не о «красивых традициях» и совместном застолье, а о Христе Воскресшем, о смысле и значении не только жизни, но и смерти человека. Лишившись на какое-то время всего к чему мы привыкли, что перестали ценить, мы приходим к пониманию, что формализма в духовной жизни не должно быть.
Ситуация с коронавирусом, независимо от ее дальнейших результатов, – это встряска, которая нам сегодня нужна, без которой мы не поймем по-настоящему всю ценность того, что предлагает Церковь верующему человеку. А предлагает Она «единое на потребу» – реальное общение с Богом, вводящее человека в жизнь вечную. Именно для этого и Воскрес Христос!
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.