Евромайдан и тарифы ЖКХ

25 лютого 2020, 03:13
Власник сторінки
Журналист
0
Евромайдан и тарифы ЖКХ

Зарисовка в трех актах

«На первое были плоды просвещения, а на второе — кровавые мальчики»

Егор Летов

22 февраля исполнилось ровно шесть лет с момента окончания событий евромайдана. «Самоустранение» Виктора Януковича, торжество оппозиции в Верховной Раде, Александр Турчинов в роли и. о. президента — калейдоскоп памятных событий тех дней. Эти ретроспективы обозначили сакральную точку невозврата в истории Украины, грубо и насильно разделив ее на «до» и «после» евромайдана.

В эти февральские дни особо всплывают в памяти речи лидеров евромайдана. Те обещания, которые раздавали «говорящие головы революции», зазывая людей на баррикады. Что осталось от этих лозунгов в победившей постмайданной реальности?

Недавно общество серьезно взбудоражилось, прозрев от нововведения Зе-командой двойных платежек за газ. Годы неумолимо пролетают, а тема газа и тарифов ЖКХ остается вечной и сакральной. Сейчас уже другие «реформаторы» обещают дешевый газ и более сытую жизнь. Но отцом-основателем изысканного стиля проповеди «народных» тарифов, конечно же, был Арсений Петрович Яценюк. Ведь именно тема стоимости жилищно-коммунальных услуг и газа была одним из центральных «требований майдана».

Зарисовка в трех актах.

Акт 1: где обитают фантастические обещания Арсения

22 ноября 2013 г. Прямой эфир, студия программы «ШустерLIVE». У центрального микрофона Арсений Яценюк. Гости шоу притаились и наблюдают. Арсений Петрович всматривается в ряды зрителей и принимается грозно апеллировать к отсутствующему в студии премьеру Николаю Азарову.

Цитата: «Наш совет премьер-министру Азарову. Первое, с чего нужно начать, — перестать так грабить. Просто меньше воруйте. Это уже поможет сбалансировать государственные финансы. Второе — по «Нафтогазу». Каждый из вас должен получать газ украинской добычи, потому что население Украины потребляет 18 млрд. куб. м газа, а мы добываем 20 млрд. куб. м. Мы очень богатая страна. Правительство, правда, дураки. А страна — богатая, и народ умный.

Каждый гражданин, каждый из вас, должен получать газ украинской добычи. Его стоимость сегодня составляет максимум от $70 до $100 в зависимости от того, где он добывается. Это не $200, не $300, не $500. Но этот газ вам не отдают. Его продают на свои промышленные предприятия по $300—400, а маржу кладут в карман. А потом эту маржу отправляют в офшоры».

17 декабря 2013 г. Митинг на майдане, вечерний холод гуляет по шеренгам протестующих. Но тут порывы ледяного ветра разрезают жгучие речи Арсения Яценюка. Слегка запотевшие очки, покрасневший нос, но пылкие фразы извергаются вместе с паром изо рта пламенного оппозиционера. Яценюк грозит пальцем виртуальным Януковичу с Путиным. Говорить только о цене на газ уже недостаточно, и Арсений ультимативно требует снизить тарифы ЖКХ для населения на 30%. Цитата: «Мы не допустим унижений украинского народа и государства... Это хамство и неуважение».

Акт 2: восходящая звезда «европейского премьера»

27 февраля 2014 г. Верховная Рада, сессионный зал наполнен легким шумом безделья. Неуверенный и робкий, но уже наделенный премьерскими полномочиями Яценюк выступает с трибуны. Дела плохи, и Родина в опасности, но Арсений Петрович приободряет побратимов. Уже не так яростно и четко секут действительность его монологи, но все еще немного отдают революционным духом.

Цитата: «Мы можем спасти нашу страну только тогда, когда будем верить. Я верю в то, что у нас есть силы. Я верю в то, что у нас есть мудрость. Я верю в то, что у нас есть единство. С нами Бог и с нами Украина. Слава Украине!»

27 марта 2014 г. Верховная Рада, в зале сгущается свинцовое напряжение. Среди депутатов царит кисло-сладкая атмосфера таинственного хоррора и безучастной интеллектуальной дисфункции. Все ждут премьера Яценюка — он должен представить «План спасения Украины». Арсений Петрович уже на трибуне. В нем уже не осталось ни тени от страстного революционного проповедника, ни робкого стоицизма первых недель во власти. Есть только трясущиеся бумажки в руках, нелепо-конвульсивные жесты и напускной драматизм. Яценюк стращает депутатов отвратительностью требуемых мер.

Цитата: «Аплодисменты за эти решения, которые будут приниматься, нам будет сложно услышать. Но другого варианта нет. Или эти решения будут приняты, или Украина будет страной-банкротом, и в Украине будет оглашен дефолт... Нам будут аплодировать наши дети. В 2015 году и дальше Украина выйдет из кризиса!»

Устрашающее, но бодрое начало заставило депутатов прислушаться к апокалиптическому тону выступления премьера. Долго и нервозно излагая «план спасения», продираясь через констатацию фактов жуткой действительности, Яценюк плавно приближался к сакральной теме. Его любимой теме газа и тарифов ЖКХ. Огласив депутатам возмутительные цены на газ в европейских странах и посетовав на крохотные цены в Украине, Арсений Петрович таки начал горький монолог о главном.

Цитата: «Мы можем принимать это или не принимать. Но страна, которая не имеет необходимого количества своего газа, не может поступать так безответственно по отношению к самой стране и нашим детям. Эта ценовая политика на энергоносители привела к банкротству «Нафтогаза». Привела к невероятным долгам, которые есть, и привела к преддефолтному состоянию страны... У нас нет другого выхода, кроме как сказать Украине правду — в нынешних условиях мы обязаны поднять тарифы на энергоносители! Чтобы не обанкротилась страна, чтобы привести тарифы если не до экономически обоснованного уровня, то хотя бы до уровня соседней России, которая имеет свой газ и нефть».

Акт 3: рыночник, который опередил свою эпоху

26 ноября 2014 г. Отгремели торжества первой годовщины евромайдана. В угаре, но не от праздника, а от июньского блицкрига роста тарифов население Украины подводило некие итоги победившего достоинства. Промежуточные выводы формулировал и премьер Арсений Яценюк. Нет, он размышлял не о революционной целесообразности облечения себя властью. Арсения Петровича беспокоила недостаточно мужественная тарифная политика.

Цитата: «Для того, чтобы заплатить за газ по рыночной цене, из бюджета в этом году выделили 103 млрд. грн. «Нафтогазу», чтобы купить газ и покрыть разницу в тарифах — между тем, что платит население, и реальной стоимостью газа. В том числе из этих 103 млрд. грн. у нас был заплачен $1,67 млрд. долгов НАК «Нафтогаз України». Что такое дифицит «Нафтогаза»? Тарифы не соответствуют рыночной цене, а за газ надо платить по рынку».

15 октября 2015 г. Заседание антикризисного энергетического штаба. Стремительно быстро и издевательски мучительно в апреле прошла очередная кампания выравнивания тарифов ЖКХ. Обалдевший электорат окончательно отстал от рыночно-либеральных трендов, когда тарифы стали расти не в процентах, а приумножаться в разы.

Но премьер Яценюк не из робкого десятка, и трудности населения его не страшат. Возмужалый, уже не инфантильный экс-революционер, бородатый Арсений Петрович уверенно заседал на антикризисном совете энергетического штаба. Глупые вопросы и стенания о безумных тарифах и цене на газ больше не могли смутить его. Эту мужественную стойкость он гордо пронес до самой своей отставки.

Цитата: «Не будет газ дешевле, нет его дешевле в мире. Все, что мы могли сделать, мы сделали».

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.