Можно констатировать, что Порошенко и Епифаний очень поспешили списывать Филарета со счетов и праздновать победу. Похоже, борьба внутри неудавшегося проекта церковной соборности только разгорается
В
своем недавнем интервью изданию «ZN.UA» Епифаний, по сути, признал
справедливость как минимум части претензий Филарета к ПЦУ. Для тех, кто
запутался в перипетиях церковного конфликта между созданной в прошлом году ПЦУ
во главе с Епифанием и «Киевским патриархатом» во главе с Филаретом, стоит
немного напомнить интересы сторон.
Очевидно,
что основные участники проекта ПЦУ с самого начала преследовали разные цели.
Петр Порошенко, ставший государственной опорой новой церкви, рассматривал ее
как свой предвыборный проект, который позволит ему получить какой-то
дополнительный процент голосов и остаться у власти. Но, как известно, этого не
произошло, и на выборах Порошенко провалился. После чего он просто забыл о
затеянном им проекте. Со своей стороны,
нынешний глава ПЦУ явно стремился выйти, наконец, из тени Филарета и начать играть
самостоятельную роль, чего поначалу и добился. Что же касается Филарета, то,
похоже, он планировал стать во главе независимой украинской церкви, которая
была бы признана мировым православием. Но, как вскоре стало очевидно, цели этой
добиться не удалось.
Собственно,
именно это и озвучивает Епифаний в интервью «Зеркалу недели». В частности, митрополит ПЦУ заявил: «До
[объединительного] собора патриарх меня поддерживал, мы были единомышленниками.
Однако оказалось, что он имел другое видение будущего развития церкви. Хотел,
чтобы Константинополь сразу признал нас патриархатом». И, действительно,
Филарет неоднократно заявлял, что, по сути, ПЦУ оказалась ничем иным, как
попыткой создать вместо украинской православной церкви, подчиненной Московскому
патриархату - церковь, подчиненную Константинопольскому патриархату. Что для
Филарета, который несколько десятилетий добивается самостоятельности для
украинского православия, оказалось естественно неприемлемым. Более того, вместо
создания независимой церкви Филарет, в итоге, пережил, по сути, рейдерский захват
«Киевского патриархата» со стороны ПЦУ. Поэтому неудивительно, что как только
Порошенко утратил власть и возможность оказывать административное давление, в «Киевском
патриархате» тут же заявили о выходе из вновь созданной церкви.
Сам
же Филарет, чем дальше, тем больше раскрывает подробности получения Томоса. И
обстоятельства этого получения явно не похожи на создание автокефальной церкви.
К примеру, 24 сентября в своем обращении он рассказал, что собор в декабре 2018
года был целиком и полностью организован патриархом Варфоломеем, и
председательствовал на нем митрополит Гальский КПЦ Эммануил, а не представители
украинской церкви. Более того, оригиналы протокола и постановления собора и
сейчас находятся у Вселенского патриархата в Стамбуле, а не в Киеве.
Примечательно, что и устав новосозданной церкви по настоянию Эммануила был
принят на греческом языке, а не на украинском - а украинская версия устава до
сих пор не утверждена. Все это действительно не похоже на создание независимой
украинской церкви, а потому версия Филарета о простом переходе под юрисдикцию
Константинополя выглядит убедительнее.
Однако
Епифаний умолчал и еще об одной претензии Филарета, справедливость которой ему,
похоже, трудно оспорить. Глава «Киевского патриархата» ожидал не просто
создания патриархата, ведь он уже не одно десятилетие является патриархом.
Филарет рассчитывал, что создание ПЦУ даст возможность добиться признания
украинской православной церкви со стороны мирового православного сообщества. Но
и этого не произошло. На данный момент, кроме Константинополя, ПЦУ остается непризнанной
никем, а потому ее статус несильно отличается от статуса «Киевского патриархата»,
который он имел и до вмешательства Порошенко.
Вот
и недавняя надежда на признание со стороны Элладской православной церкви не
оправдалась. В конце августа на своем синоде ЭПЦ не приняла решение о признании
ПЦУ. Более того, этот вопрос вызвал конфликт внутри самой ЭПЦ между иерархами так
называемых «новых» и «старых» епархий. Первые ориентируются в своей политике на
Константинополь, а вторые, соответственно, предпочитают придерживаться более
суверенной позиции. В итоге, на грядущем в октябре соборе церкви вопрос ПЦУ уже
неминуемо вызовет, как минимум, жаркие дебаты.
Неудачи
с признанием ставят ПЦУ в неудобное положение. Ведь главной мотивацией создания
новой церкви было, во-первых, объединение всех православных конфессий Украины,
а во-вторых, получение канонического статуса среди православных церквей мира.
Но ни первого, ни второго не случилось. И если неудачу с объединением еще можно
обосновывать сопротивлением «внутренних врагов», что время от времени и делает
Епифаний, то со вторым пунктом оказывается сложнее. Поэтому все чаще приходится
искать самые незначительные поводы, чтобы заявить о том, что дело с признанием ПЦУ
все-таки не стоит на месте. К примеру, в середине сентября в пресс-службе
церкви сообщили, что ПЦУ была «де-факто» признана Александрийской православной
церковью. При этом под «де-факто» скрывается участие в совместном богослужении
в небольшом селе Осса неподалеку от города Салоник епископа АПЦ вместе с
епископом ПЦУ. Вот такое вот признание «де-факто». И под словом «признание» в
данном случае нет вообще никаких официальных решений Александрийской церкви.
Но, как говорится, на безрыбье и рак рыба.
Таким
образом, все претензии, которые Филарет сегодня выдвигает к ПЦУ, на деле выглядят
все более оправданными, все больше находят подтверждение на практике.
Справедливость одних подтверждает сам Епифаний, справедливость других, как в
случае с признанием, подтверждает сам ход событий. Подобным образом обстоит и с
чисто юридическими претензиями Филарета к ПЦУ. Как известно, начиная с сентября,
юристы «Киевского патриархата» одержали в судах несколько тактических побед,
добившись приостановления процесса ликвидации «Киевского патриархата». Таким
образом, можно констатировать, что Порошенко и Епифаний зимой прошлого года
очень поспешили списывать Филарета со счетов и праздновать победу. Похоже,
борьба внутри неудавшегося проекта церковной соборности еще только разгорается.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.