Конфликт между Епифанием и Филаретом грозит перерасти в ближайшее время в силовое противостояние. Очередной шаг к развязке – открытие производства Окружным административным судом Киева по иску УПЦ КП
Конфликт между Епифанием и Филаретом грозит перерасти в ближайшее время в
силовое противостояние между двумя церквями. Очередной шаг к назревающей
развязке – открытие производства Окружным административным судом Киева по иску
УПЦ КП к Министерству культуры об отмене решения о ликвидации УПЦ КП. Иск
поступил еще 2 июля и стал последствием принятого 20 июня на созванном
Филаретом соборе решения о возобновлении деятельности УПЦ КП. На этом мероприятии присутствующие
подтвердили, что Филарет является главой Киевского Патриархата и отвергли
Томос.
В ответ на это выступление ПЦУ провела 24 июня свой Синод, на котором было
принято решение забрать у Филарета из управления все приходы и монастыри Киева,
которые были отданы ему в подчинение на Синоде в феврале нынешнего года. Суть в
том, что переданные монастыри и церкви до февральского Синода и так управлялись
Филаретом, так как до появления ПЦУ это были объекты Киевского Патриархата. Филарет,
который и является настоящим создателем того, что ПЦУ сегодня называет своей
Киевской епархией, заявляет, что решения Синода на него не распространяются.
Более того, у восстановленного на соборе Киевского Патриархата будет создан
собственный Синод. Проще говоря, Киевский Патриархат выходит из соглашения,
заключенного в декабре 2018 года о вхождении в состав новой церкви.
Восстановить церковь юридически и призван иск к Министерству культуры. В
нем, в частности, УПЦ КП просит зарегистрировать в уставе церкви правки,
которые возвращают правовой статус Киевского Патриархата до момента вхождения в
ПЦУ. Для последней это потенциально означает потерю подавляющего большинства
приходов. Всего в Киевском Патриархате к концу 2018 года было более 4700
религиозных общин, которые сейчас ПЦУ считает своими. Треть из них - это
Киевская епархия, которой и должен был в ПЦУ руководить Филарет. Теперь в
случае удовлетворительного решения суда и регистрации правок в устав УПЦ КП из
УПЦ юридически может выйти до 80% числа приходов. Проблема для ПЦУ усугубляется тем, что
Киевская епархия, которой управлял Филарет, так и не прошла процедуру
регистрации. Об этом прямо говорится в решении Синода по отстранению Филарета:
«В связи с невыполнением почетным патриархом Филаретом в отведенный Синодом
срок регистрации документов Киевской епархии». То есть, процесс слияния УПЦ КП
с ПЦУ не был завершен должным образом.
Если решение будет утверждено судом, то ПЦУ станет перед проблемой
сохранения себя как церкви. Не секрет, что получение Томоса было одним из
предвыборных проектов Порошенко, а потому, чтобы успеть аккурат к разгару
избирательной кампании, все делалось поспешно и в авральном режиме. Именно
поэтому, процедура слияния церквей не была завершена и породила ряд юридических
коллизий, разрешение которых теперь может иметь и характер прямого силового противостояния.
Филарет под давлением Порошенко пошел на вхождение в ПЦУ, но тут же отказался
от участия в процессе, когда стало ясно, что Порошенко проигрывает выборы и
теряет свои административные возможности. Вообще весь проект с появлением ПЦУ
напоминает классический почерк отечественного рейдерства. Наскоком новая
церковь при покровительстве президента сначала формально вбирает в себе
Киевский Патриархат, а потом начинает осваиваться, прямо выгоняя из нее
предыдущего «владельца». Однако дело
забуксовало и теперь попало уже в суды. Как это следует из рейдерской практики,
если дело попадает в суды, то необходимо организовать параллельный процесс в
судах, в которых ты имеешь влияние. Когда появится несколько прямо
противоречащих друг другу судебных решений, то вопрос можно решать силой.
Поэтому можно предположить, что в ближайшее время нас ждет судебные
разбирательства, которые перерастут в попытки установить контроль над храмами
силой. К подобным методам ПЦУ уже прибегала при взятии под контроль приходов УПЦ
Московского Патриархата на Западной Украине в начале этого года. Теперь данный
опыт может повернуться и против Филарета.
Предвидя то, что его оппоненты из ПЦУ во главе с Епифанием не будут сидеть
сложа руки, и попытаются закрепить спорные приходы за собой, Филарет просил суд
приостановить на время судебных разбирательств действия правок в уставе УПЦ КП,
которые предусматривают вхождение в состав ПЦУ. Однако суд пока не увидел
угрозы обострения ситуации и отказал в подобных обеспечивающих мерах. Таким
образом, для Епифания и его сторонников сейчас настал решающий момент для того,
чтобы не позволить Филарету вывести из-под влияния новой церкви Киевский
Патриархат и не допустить развала ПЦУ. А это повышает вероятность начала
силового противостояния между сторонниками двух церквей. Насколько сильным
будет противодействие Епифания зависит и от того, какое влияние сохраняет пока
что Порошенко, как в делах церкви, так и на уровне государственных институтов.
От этого будет зависеть и энергичность подавления «бунта» Филарета со стороны
ПЦУ. О том, что прямые захваты храмов Киевского Патриархата уже начались,
говорит и сам Филарет в своих интервью: "УПЦ захватывает наши храмы.
Захватили Феодосиевский мужской монастырь и Успенскую церковь в Киеве. Сейчас
планируется захват Владимирского собора. Думаю, что этими объектами не
ограничится, и будут пытаться захватывать храмы и далее". Кроме
того, и сам Филарет не верит, что дело может решиться только судом: "Суды
у нас продажные и там могут защитить неправду, а правду могут наказать".
Так что обе стороны явно готовятся решать вопрос принадлежности храмов
внесудебными методами.
Однако, Киевская епархия, как, собственно, приходы, вошедшие в ПЦУ от
Киевского Патриархата - не единственная потенциально конфликтная точка в
отношениях между Филаретом и Епифанием. Примерно таким же рейдерским способом в
состав ПЦУ вошло около 600 приходов, которые ранее относились к Московскому
Патриархату. И в отношении этих храмов поспешность, с которой Порошенко
стремился добиться религиозной победы перед выборами, также породила правовую
коллизию. Дело в том, что ПЦУ официально было зарегистрирована лишь в конце
февраля 2019 года, а до этого момента все храмы, перешедшие в новую церковь из
Московского Патриархата, юридически присоединялись к УПЦ КП (которая, как
планировалось после улаживания формальностей, просто растворится в ПЦУ вместе с
приходами, полученными от Московского Патриархата). Однако теперь получается,
что юридически первые 2,5 месяца после оглашения о создании ПЦУ новые приходы
присоединялись к Киевскому Патриархату. То есть, публично заявлялось, что
община переходит в подчинение ПЦУ, а на сайте Единого госреестра юридических
лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований данная
религиозная община отмечалась за Киевским Патриархатом.
Из 600 вновь полученных приходов, 90% приходится на области Западной
Украины и Винницкую область. И более половины из этого числа вошли в ПЦУ как
раз в период, когда юридически церкви еще не существовало. Таким образом,
спорными выглядят еще около 300 приходов, в дополнение к тем, которые Киевский Патриархат
считал своими до объявления Томоса. Иначе говоря, на кону вопрос о 5000
религиозных общинах, что составляет немногим менее трети вообще всех
православных общин в Украине.
Еще одним проблемным моментом для ПЦУ является не только юридическая неаккуратность,
с которой храмы переходили в ведение новой церкви, но и сам статус ПЦУ в
мировом православии. Во многом успех с переходами общин из Московского
Патриархата во вновь созданную религиозную организацию был связан с тем, что
ПЦУ воспринималась как украинская церковь, которая хоть и в подчиненном
положении, но будет признана православными церквями. Но на деле вышло так, что
признание было получено лишь от Вселенского Патриархата, митрополией которого и
стала ПЦУ. В итоге, нельзя исключать и обратных попыток перехода в Московский
Патриархат ввиду юридических и канонических проблем ПЦУ. Проще говоря, приходы
на Западной Украине становятся яблоком раздора сразу между тремя украинскими
церквями, и любая из этих сторон вполне может прибегнуть к самым активным
действиям по сохранению своего влияния в регионе. Для самой ПЦУ, учитывая ее проблемы
с подчинением приходов Киевского Патриархата и в других регионах, это вообще
становится вопросом выживания.
Резюмируя, стоит сказать, что история с Томосом породила новые очаги
конфликта внутри православных церквей Украины. Если раньше линия противостояния
проходила между Киевским и Московским патриархатами за создание независимой
украинской церкви, то теперь благодаря действиям Порошенко и Епифания основной
конфликт проходит уже внутри бывшего Киевского Патриархата, место которого
стремится занять новая сила. И главные очаги этого конфликта именно там, где
бывший президент планировал добиться наибольшего предвыборного эффекта – в
столице и на Западной Украине. Таким на данный момент выглядит «историческое
объединение» украинской церкви. По сути это не доведенный до логического
завершения рейдерский захват, который оставил после себя цепь юридических
нестыковок и точек напряженности.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.