То, что Леонид Гайдай – гениальный режиссёр, думаю, не требует никаких доказательств, но у меня есть для такого утверждения и личная причина.
Достаточно посмотреть праздничные программы постсоветских
телеканалов – в них обязательно числятся его фильмы. Но к одной из его картин у
меня всё-таки отношение особое.
Но сначала пояснительная предыстория. В благодатные 1980-е я
руководил в Тбилиси техно-торговым сервисным центром. Мы немного продавали и в
основном ремонтировали бытовую электронную технику: магнитофоны, телевизоры,
видеомагнитофоны, радиоприёмники, автомобильные магнитолы и т.п. Окрестные
бабушки несли нам, конечно, и утюги, и мы их тоже чинили – как им можно было отказать?
При этом с них денег, конечно, не брали.
Также совершенно бесплатно выполнялся
гарантийный ремонт магнитофонов «Маяк» - ведь мы являлись официальным
представительством киевского завода в Грузии. За этим я следил неукоснительно. Должен
заметить, что хотя завод на Петровке выпускал их в огромном количестве
(400 000 в месяц), они были в большом дефиците, ибо славились
работоспособностью и качеством.
Оптовыми клиентами у нас были тогдашние частные студии
звукозаписи (в те времена вся музыка была на компакт-кассетах), на 90%
укомплектованные именно нашими «Маяками». Один владелец такой студии из Кутаиси
(а это 250 км от нас) на день закрывал свою контору и все 10 своих магнитофонов
привозил нам на ремонт и профилактику. И мы практически всем коллективом,
отложив остальное, меняли воспроизводящие головки и настраивали аппараты, чтобы
он мог в конце дня уехать обратно.
И лишь 1 раз у нас был конфликт по поводу гарантийного
ремонта. Принёс как-то мужик к нам в центр наш «чёрный гробик» (так мы любовно
называли этот магнитофон) «Маяк-233». Заводские пломбы на месте, а верхняя
пластмассовая крышка почти полностью оплавлена и в ней зияет дыра, аппарат не
включается. Приёмщица Лариса, конечно, «Маяк» приняла, но насчёт того, будет ли
ремонт гарантийным, оставила вопрос открытым – мол, как решит директор (меня не
было в тот момент).
Когда я увидел агрегат, то возникли сомнения в версии
хозяина о том, что коротнул блок питания. Ибо, во-первых, предохранитель был
целый, а, во-вторых, ничего даже отдалённо похожего ранее не наблюдалось. Но
владелец твёрдо стоял на своём, требуя замены магнитофона. Тогда я предложил ему
компромисс: отправить магнитофон в заводскую лабораторию на исследование. И
если подтвердится производственный брак, я ему выдаю новый аппарат, а если нет
– то он ничего не получает (останки магнитофона как раз покроют стоимость его
пересылки из Тбилиси в Киев). Он попросил время подумать.
Через пару дней клиент пришёл ко мне и покаялся. Оказалось,
что его сын пригласил на романтический вечер девушку, и неосмотрительно
поставил на «Маяк» свечу. Она догорела, и расплавленный парафин через
образовавшуюся в крышке дыру залил внутренности с катастрофическими
последствиями. Мне стало жаль мужика, и я сам взялся восстанавливать магнитофон
– пришлось заменить почти половину аппарата. Ларисе сказал посчитать только
стоимость деталей и снова поставить «Маяк» на гарантию. Радостный мужик пришёл
его забирать с бутылкой коньяка.
Но особую головную боль нам доставляли зарубежные телевизоры
и особенно видеомагнитофоны. Если к первым наш телемастер Коля умудрялся
приспосабливать имеющиеся советские детали (порой существенно переделывая схему
телека), то со вторыми была просто беда! Компоненты единственного
отечественного видеомагнитофона «Электроника» к Sony и Panasonic решительно
не подходили. Приходилось обращаться к спекулянтам, мотаться на радиорынки
Киева и Москвы в поисках необходимых микросхем. Так что в вопросе снабжения я
весьма преуспел – на нашем забитом складе были не только эти дефицитные транзисторы
и микросхемы, но даже кинескопы Samsung.
Теперь собственно обещанный Гайдай. Первые случаи ремонта
импортных видеомагнитофонов показали, что они весьма капризны к замене деталей:
бывало, что через пару дней клиент приносил аппарат обратно с тем же или
похожим дефектом. И тогда я распорядился: зарубежные изделия без основательного
прогона владельцу не выдавать. Поэтому после того, как Вахо отремонтировал
видеомагнитофон, его минимум на день включали на воспроизведение. А вот кассет
с качественной записью у нас было всего несколько, и чаще всего мы включали
«Кавказскую пленницу». Другие фильмы нам быстро надоедали, а гайдаевскую
комедию мы могли смотреть и слушать бесконечно и без напряга, что позволяло нам
в итоге выдать владельцу гарантированно исправный аппарат.
С тех пор, когда по телевизору показывают Шурика с Фрунзиком
и Сааховым, я всегда с теплотой вспоминаю и наш сервисный центр в Вазисубани
(спальный район Тбилиси), и наш небольшой, но очень дружный коллектив: Вахтанга Мамисарашвили и Игоря Гривача,
Гаика Егиазарова и Дмитрия Сивожелезова, Ларису Дуду и Раису Вдовину, покойных Гагика Чангяна и Николая Еропкина. Замечательные
были люди, время и место.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.