Очередной фарс в исполнении Генпрокурора, или Проблема с образованием

06 серпня 2018, 23:09
Власник сторінки
0
Очередной фарс в исполнении Генпрокурора, или Проблема с образованием

Грустно и печально, когда систему прокуратуры, призванную защищать законность в Украине, возглавляет человек без высшего юридического образования.

Грустно и печально, когда систему прокуратуры, призванную защищать законность в Украине, возглавляет человек без высшего юридического образования. Последнее выступление генпрокурора Юрия Луценко наглядно показало, почему так важно, чтобы глава ГПУ имел профильное юридическое образование. Хотя можно сказать, что «тюремные университеты» заменяют Луценко отсутствие юридического диплома.

Речь о брифинге от 02.08.2018, посвящённом окончанию досудебного следствия по делу граждан Савченко Н. и Рубана В. (далее – подозреваемые).

Для начала давайте уточним, что по Уголовному процессуальному кодексу Украины (далее – УПК Украины) процесс предполагает следующие стадии:

1. открытие досудебного производства,

2. обращение в суд с обвинительным актом,

3. судебное производство,

4. исполнение решения суда.

Но выступления Луценко на брифинге стало иллюстрацией поговорки «слышал звон, да не знаю где он».

По словам Луценко, теперь наступил черед применения статьи 290 УПК Украины. Это означает, что под конец первого этапа органы досудебного следствия дают возможность обвиняемой стороне ознакомиться со всеми материалами производства.

Но из выступления генпрокурора на брифинге так и не стало понятно – подозреваемых  проинформировали об «открытии материалов дела другой стороне» устно или всё-таки письменно, направив соответствующее уведомление. Ибо неуведомление Рубана и Савченко в установленном УПК порядке - это серьезное нарушение. Потому что доказательства,  не предоставленные подозреваемой стороне для ознакомления во время досудебного следствия, в дальнейшем не могут быть использованы в суде (суд просто откажется оружие, взрывчатку и т.д. доказательствами).

 

Как генпрокурор присвоил чужие полномочия

Если верить Луценко, то Рубан и Савченко по ходу брифинга из статуса подозреваемых (по УПК Украины) сразу перешли в статус «организаторов терактов». Давайте сразу уточним - на данный момент обвинительного акта нет. Как нет и решения суда, согласно которому подозреваемые могут быть признаны виновными в подготовке террористического акта, а их действия квалифицированы уже как действия организаторов теракта. То есть, в данном случае генпрокурор Луценко присвоил себе полномочия не только органа досудебного следствия, но и суда.

Если бы генпрокурор изучал законодательство, он бы знал, что согласно Закону Украины «О прокуратуре» у ГПУ вообще нет таких полномочий, как проведение досудебного расследования подготовки, осуществления террористического акта и связанных с этим других правонарушений! Потому что подобные преступления расследуют следователи СБУ, а решение по делу и приговор – это уже прерогатива исключительно судебных органов. Может, кто-нибудь посоветует Луценко хотя бы свой профессиональный закон прочитать?

 

На протяжении всего брифинга Луценко активно демонстрировал, что не разбирается в законах Украины

Например, генпрокурор использовал термин «организаторы теракта» - а по законам Украины только суд решает, является человек организатором теракта или нет. Термин «подсудимые», прозвучавший от Луценко, означает, что уголовное дело было передано в суд для разбирательства. Но ведь обвинительного акта по делу Савченко-Рубана ещё нет! Так каким же образом подозреваемые в один миг стали подсудимыми?

Кроме того, генпрокурор утверждает, что операция по нападению на Верховную Раду якобы была разработана в Москве. Но в таком случае Савченко и Рубан не могут быть организаторами, как говорил сам генпрокурор еще 5 минут назад. В таком случае они могут быть «исполнителями», «пособниками», «подстрекателями», но никак не организаторами. А если судить по ответам Луценко на вопросы журналистов, то следствие квалифицирует их действия в качестве исполнителей террористического акта.

В общем, генпрокурор жонглировал терминами как клоун мячиками в цирке, но практически ни разу не угадал. Одни и те же люди - Савченко и Рубан - в мгновение ока по ходу брифинга приобретали то статус подозреваемых, то организаторов, то исполнителей.

 

Цветочки и ягодки

Но, оказывается, то были цветочки:

- неопределённость со статусом Савченко и Рубана (то ли подозреваемые, то ли обвиняемые, то ли осуждённые);

- отсутствие чёткой квалификации преступной деятельности названых субъектов, объективной стороны умышленной формы вины;

 - несоблюдение уголовного процессуального законодательства в части доказательств и определения предмета досудебного расследования.

А теперь перейдем к «ягодкам».

Согласно ст. 290 УПК Украины, открытие материалов досудебного расследования осуществляется с целью ознакомления подозреваемой стороны (защитника), потерпевшей стороны, гражданских истца и/или ответчика с доказательствами собранными органами досудебного расследования.

Но послушайте, причём тут масс-медиа и граждане Украины? Ведь посторонние люди не имеют права на ознакомление с материалами досудебного производства!

Но генпрокурор в прямом эфире, прямо перед десятками видеокамер демонстрировал оружие, показывал экспертные схемы  возможных террористических актов, применял изъятое во время досудебного следствия оружие. Если бы генпрокурор хоть немного разбирался в законодательство, то знал бы,  во время брифинга он совершил уголовное правонарушение -  уничтожил материальное доказательство по делу.

В данном случае присутствует нарушение статьи 387 Уголовного кодекса Украины (далее – УК Украины), а именно - разглашение данных оперативно-следственных действий, досудебного расследования. Наказание, кстати, за такие действия достаточно серьёзное - вплоть до ограничения воли сроком до 5 лет.

А за уничтожение имущества, на которое был наложен арест и/или которое было конфисковано, можно получить до 3 лет лишения свободы (статья 388 УК Украины).

При этом Луценко на брифинге постоянно противоречил сам себе. Например, он заявил, что следствием не доказана причастность известных гражданских и политических деятелей Украины к подготовке расследуемого теракта (Н. Савченко в этом контексте не будем рассматривать). А чуть позже по принципу «не укушу, так хоть погавкаю», генпрокурор сообщил, что пока нет доказательств, «чтобы предоставить Медведчуку какой-то другой процессуальный статус, кроме свидетеля, у следствия нет».

И на этом же брифинге Луценко заявил, что В. Медведчук вообще не является фигурантом этого дела! Вместо генпрокурора, ясность внес сам Виктор Медведчук, пояснив, что не является ни стороной, ни участником этого досудебного расследования.

На данный момент, согласно УПК, органы следствия готовят обвинительный акт, на основании которого суд и будет рассматривать обвинения против Савченко-Рубана. Хочется посочувствовать судьям, потому что очень грустно, когда генпрокурор, который должен представлять сторону обвинения, сам нарушает законодательство Украины и не знает, кто является свидетелем в данном уголовном процессе.

 

Генпрокурор без диплома - это беда

Опять-таки, неясно, что означают слова Луценко о том, что внимательно изучаются связи Н. Савченко с «околомедведчуковскими» общественными структурами и лицами, которые имеют какое-то отношение к Медведчуку? Генпрокурор должен уточнить - в рамках какого производства изучаются эти связи?  Потому что в рамках расследования дела Савченко-Рубана это невозможно, ведь досудебное следствие уже закончено и процесс переходит на следующую стадию - подготовка и обращение в суд с обвинительным актом.

В целом, анализировать выступления генпрокурора Ю. Луценко крайне трудно, потому что глава ГПУ не владеет юридической терминологией, не в курсе об особенностях досудебного расследования, постоянно путает правовой статус фигурантов расследования и т.д.

По итогам брифинга Ю.Луценко можно сделать несколько выводов:

Вывод первый - отсутствие юридического образования постоянно ставит генпрокурора в глупое положение и подрывает доверие к результатам следствия.

Вывод №2 - нынешняя правящая элита, которая к месту и не к месту говорит о демократии и называет себя «демократическими силами», на самом деле ничем не отличается от «донецких», которые использовали репрессивный аппарат государства против политических оппонентов.

Брифинг Луценко - это яркий пример, как власть Майдана пытается использовать админресурс для расправы над оппозиционными политиками.

Наконец, важно обратить внимание, что Луценко озвучил нападки на Медведчука спустя считанные дни после того, как оппозиционный политик заявил, что будет поддерживать партию «За Життя». Очевидно, «партия войны» всерьез испугалась, что Медведчук выступит консолидирующей фигурой для оппозиционных политических партий и миллионов избирателей Юго-Востока.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: образование,право,прокуратура
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.