Украинский Питер Лик - Борис Андресюк

23 июля 2018, 10:44
гражданин Украины
0
134

В далёком уже, как время летит,  2010 году в Киеве мне довелось попасть на выставку австралийского  фотохудожников Питера Лика.

До этого я как-то мало интересовался этим видом искусства, считая его чуть механическим искусственным, зависящим от техники, аппаратуры. Посещая всемирно известные галереи, будь то парижский Лувр, московскую Третьяковку, питерский Эрмитаж, наши киевские музеи всегда при осмотре работ есть ощущение тепла или холода, которое исходит от картин великих. Не вдаваясь  в детали, будь то эпоха Возрождения или импрессионизм, кубизм, каждая картина имеет свою особую энергетику. Фотография такой энергетики не имеет – таково было мое глубокое убеждение. Поэтому даже не вспомню точно, как меня занесло на выставку Питера Лика. Но шёл я туда с друзьями без особого энтузиазма и вдохновения, просто потусоваться и провести время. Я не могу сказать, что я просто был в восторге от мероприятия, но когда уже переступил порог выставки, мне захотелось попробовать разобраться и прочувствовать атмосферу фотоискусства.

Самое главное, что меня поразило, то, что фотокартины так же как картины, написанные маслом, имеют свою особую авторскую энергетику. Кто-то может спросить: а  вы никогда не смотрели домашний фотоальбом? Конечно, смотрел! Но в семейных фотографиях есть своё эго, семейные фото  уводят в воспоминания, касающиеся лично тебя и твою семью. Здесь другое – незнакомое, новое. Самое главное, на мой взгляд, до понимания любого вида искусства нужно дойти, дорасти, я не говорю - разбираться  во всех тонкостях, которые изучают и те знания, которыми обладают искусствоведы, нет. Нужно хотя  бы на уровне интуиции дойти до восприятия материала, будь то музыка, кино, театр, поэзия, живопись. Знаете, есть гениальные музыканты, художники, режиссеры, есть не мнение гениальные слушатели, театралы, зрители. Талант увидеть, ощутить, воспринять - это тоже редкий дар. Но тем прекрасно настоящее искусство, что обладает мыслью, энергией и заставляет искренне радоваться, плакать, смеяться и в наше время, к сожалению, все реже звучат такие слова: переживать, сострадать, сочувствовать. В эти сумасшедшее времена, когда информация залетает в один клик, и великие слова из «Фауста» Гёте: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» сливаются с гулом безумного современного мира. Поэтому выставки, концерты - это те островки, где иногда можно поймать ощущение и остановить время.  Работы  Питера Лика у меня вызвали такой себе внутренний, яркий карнавал, калейдоскоп красок. Так сказать - они меня зацепили, но чувства оставили сумбурные, непонятные. Я перечитал его биографию и решил без своих друзей ещё раз посетить выставку в полном одиночестве. То, что Питер Лик является самым продаваемым и дорогим фотохудожником мира, подогрело мое любопытство. Его работы находятся коллекциях Джорджа Буша, Клинтона, исполнителя «Роллинг Стоунз».

Питер Лик – автор самой дорогой фотографии в мире. Снимок австралийского фотографа «Фантом» был продан с аукциона неизвестному покупателю за 6,5 млн. долларов. На чёрно-белой фотографии — лучи света в пещере, образующие, по мнению художника, фигуру, напоминающую призрака. Сделан снимок в Каньоне Антилопы, который находится в юго-западном регионе США, в штате Аризона. Конечно, цена и востребованность художника это важно, хотя были есть и другие истории - Сальери считался при жизни гениальным композитором, а произведения  Моцарта считались mauvais ton - плохим вкусом. Великий Ван Гог не был признан при жизни и продал при жизни 14 картин за копейки, художник Ян Вермеер умер в нищете в 1675 году, а признание к нему пришло только в конце девятнадцатого века. Всё в мире относительно, поэтому я привык доверять только своим чувствам, и хотелось  разобраться в своих ощущениях. Посетив повторно выставку Питера Лика, я понял, что художник должен быть голодным ), иногда, но не всегда. Работы Лика отображают австралийское благополучие, атмосферу счастья - жизнь удалась, счастья много не бывает), но хочется иногда и немного грусти. О катарсисе я вообще промолчу (катарсис - нравственное очищение в результате душевного потрясения или перенесённого страдания). Тем не менее работы Питера имеют свою энергию и почерк. Во всяком случае, мое отношение к фотографии изменилось и теперь я не отрицаю, что это искусство. Мне пришли в голову слова советского хита: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Если задуматься, как тонко и гениально написано. Я бы это сделал эпиграфом к искусству фотографии. Слово «миг» своим кратким кинжальным звучанием отражает наше время, щелчок фотокамеры. Глаз фотохудожника выхватывает именно миг между прошлым и будущим, как говорил великий фотохудожник Анри Картье-Брессон: «Камера — это продолжение наших глаз и ума, а не хромированный медальон на шее. Это орудие труда. Приятно ощущать в руках аппарат, который вполне соответствует тому, что ты хочешь сфотографировать. Думать следует до и после съемки, и никогда во время нее. Кульминационную точку вы никогда не схватите. Вам кажется: вот-вот этот момент. Вы нажимаете затвор, с вас спадает напряжение, но кто знает, может быть, кульминационная точка была в следующем моменте, до которого вы не дотянули».

Почему я вспомнил ту уже далёкую выставку. Недавно гуляя по майскому Киеву, я случайно увидел анонс о том, что проходит в Печерской галерее выставка фоторабот художника Бориса Андресюка. Меня это заинтересовало, время было, искусство молодое, мне захотелось просто без всякого зайти посмотреть и, чтобы меня, как говорят, торкнуло, зацепило, то, о чём я выше излагал. Скажу честно, - когда я увидел некоторые работы Бориса Андресюка, у меня сразу возникло ощущение, как будто я снова увидел картины австралийца Лика, работу «долина Антилопы штат Аризона 2016 год». Мне как-то стало не по себе поначалу: чем отличаются? Но вспомнил, что И.С.Баха, Л.Бетховена играют по одним  и тем же партитурам, нотам, но разные исполнители, в конце концов, каждый художник подражает, копирует, учится, оттачивает мастерство и потом тоже на кого-то влияет. Любопытство взяло верх, и я нисколько не пожалел. Да есть общая партитура. Но, на мой взгляд, преимущество Бориса Андресюка в его принадлежности к славянской и европейской культуре. Его работы «Ранок Закарпатья» и «Утро в Венеции», «Национальный парк Йуллоунстоун» и «Киев. Феофания», «Рейкьявик. Исландия» меня зацепило своей монументальностью и в тоже время красотой одиночества, как «Старик и море» Э. Хемингуэя. Сродни этому я «поймал нирвану», когда впервые воочию увидел полотна Айвазовского. Выставка украинского художника Бориса Андресюка лично у меня оставила гораздо больше чувств и эмоций. В работах фотохудожника  гораздо шире амплитуда взгляда, яснее, и в тоже время, есть славянская щемящая струна.   Я уже слышу насмешки, вижу иронию и крики невыдержанных экспертов. Я скажу словами В.С.Высоцкого: «Я сам завел с француженкою шашни, Мои друзья теперь - и Пьер, и Жан. Уже плевал я с Эйфелевой башни…». На нас украинцах-то, как мы не ценим своего, а заглядываем в щелку европейского забора и смотрим на венгерское озеро Балатон,  из которого мадьяры умудрились сделать международный курорт, а у нас таких балатонов  под Киевом пруд пруди, только они загажены, и до них дела государству нет. Мы смотрим на Куршавель, а у нас в Карпатах леса вырубает кто? Да мы!!! Вот так и таланты, - выпихиваем, выживаем с Украины. Вот звучат от государственных мужей призывы к нашей украинской молодёжи в открытую: «да поезжайте у Польшу, там краще». Такий зараз тренд! Я уже слышу  голоса моих оппонентов с мутными биографиями, но с раскрученными фейсами модных тусовщиков, завсегдатаев всех наших телеканалов: «так Питер Лик самый дорогой фотохудожник! Вы это знаете?». Не знаю и знать не хочу, это у вас, любящих пластмассовую еду и бижутерию, и как у Эллочки-Людоедки, падких на всё яркое и блестящее, однодневное, хочу спросить: а вы знаете, что работы Бориса Андресюка купила одна очень влиятельная финансовая структура? А вы знаете, что скоро в Китае открывается персональная галерея фоторабот Бориса Андресюка. А вы знаете, что такое сегодня Китай - лидирующая экономика мира! А вы знаете, кого приглашают на китайский Парнас и шанхайскую биеннале? Лучших!!! И только у нас в Украине, что бы получить признание, тебя гнобят, пытаются выдавить из страны, что бы ты почувствовал все круги ада, а когда получишь мировое признание, будут кричать: так це наш украинець! Потом тебя пригласят и спросят по приезду до родной неньки: и деж Ти так довго був, на кого ти нас покинув? Грустно, что ничего со времён Н.В. Гоголя не меняется. Не мы таки, таке життя.

В завершении своего эссе я хочу поправить заглавную строчку (себя из раннего) – я отдаю предпочтение творчеству Бориса Андресюка, а экспертам оставляю австралийца Питера Лика! 

Рубрика "Я - Корреспондент" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Редакция не разделяет позицию блогеров и не отвечает за достоверность изложенных ими фактов.
РАЗДЕЛ: События в Украине
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.