Очередное министерство: хватит ли чиновникам здравого смысла

01 березня 2018, 08:57
Власник сторінки
основатель Института развития гражданского общества имени Голды Меир, политолог
1
828
Очередное министерство: хватит ли чиновникам здравого смысла

В идее создания единого центра, который бы занимался исключительно проблемами бывших бойцов АТО, здравый смысл есть. Но с другой стороны, пока неясно, смогут ли чиновники договориться между собой

Жили были два влиятельных человека – Главный военный прокурор Анатолий Васильевич Матиос и начальник Главного управления морально-психологического обеспечения ВСУ Олег Леонидович Грунтковский. Жили особо не общаясь, но и не конфликтуя - разруливали ситуацию на Востоке Украины каждый по-своему, как умел.

Но как-то раз Олег Леонидович решил собрать брифинг и поведать стране о подвигах ратных и скромных заслугах своих перед отечеством. Обидно стало Анатолию Васильевичу, что о нем как-то позабыли, не вспомнили совсем, хотя трудился он, по его мнению, очень и очень рьяно. И написал он разоблачительный пост в Фейсбук. Собственно, так и поссорились Анатолий Васильевич с Олегом Леонидовичем.

Опус Матиоса вызвал бурное обсуждение и перерос в скандал. По всему выходило - ну не то, чтобы Грунтковский откровенно соврал, а так – распространил «печальную ложь» среди СМИ и обывателей. Естественно, Олег Леонидович в отместку написал свой пост в ФБ еще более острый. И пошла жара! В иное время подобную публичную перепалку можно было бы воспринять с юмором – дяденьки пиарятся, булавами меряются. Если бы не предмет их спора – говорили-то о суицидах, убийствах и психологических проблемах украинских военных. Генеральский пиар на судьбах. Меж тем, затронутая ими тема, очень болезненна и актуальна практически для каждого, живущего в Украине.

Матиос обвинил своих коллег в лице Грунтковского, мол, те неверно информируют общественность о том, что действительно происходит с участниками АТО, то есть - искажают факты. Так вот, по словам военного прокурора, за время проведения антитеррористической операции на Донбассе покончили жизнь самоубийством 518 ее участников. По нехитрым подсчетам выходит, что каждую неделю в зоне АТО происходит по 2-3 суицида! Матиос утверждает: с начала 2018-го уже зафиксировано 16 новых самоубийств военных в возрасте 20-22 лет. Под конец своего «фейсбучного спича» Анатолий Васильевич забил последний «разоблачительный гвоздь в крышку репутационного гроба» Грунтковского. По данным аналитиков, до 80% (!) участников боевых действий имеют те или иные признаки посттравматического синдрома. И с этим срочно нужно что-то решать.

Грунтковский в долгу не остался и после размышлений на тему «морального облика Матиоса», выдал замысловатый тезис о том, что мол, озвученные суициды и не суициды вовсе, а есть среди них умышленные убийства, по которым до сих пор ведут расследования. И вообще предавать гласности информацию о самоубийствах среди военных, по меньшей мере, неэтично по отношению к их семьям – мало ли как могут отреагировать соседи и знакомые? Глядишь - и священники откажутся отпевать. Что же касается информации о 2-3 суицидах в неделю – это вообще откровенное вранье и провокация! А еще гордо добавил: да, проблемы есть, и с психологическим здоровьем тоже. Но они же работают. Вот, к примеру, в Министерстве здравоохранения все продолжаются слушания о реорганизации всех составляющих психиатрической и суицидологической помощи, в том числе силовым ведомствам. Во как!

В идее создания единого центра, который бы занимался исключительно проблемами бывших бойцов АТО, здравый смысл есть. Ведь сегодня, чтобы решить хотя бы одну «гражданскую» проблему, военным приходится долго и нудно собирать бумажки, носить их по кабинетам из одного учреждения в другое. Вопросами их социальной защиты занимается куча разноплановых министерств и ведомств. Неудивительно, что миллиарды гривен, ежегодно выделяемые государством на нужды участников АТО, со свистом пролетают мимо прямых адресатов. Проконтролировать их просто невозможно.

Поэтому, по примеру США и Канады, украинские депутаты решили создать Министерство по делам ветеранов, даже законопроект соответствующий разработали. Но по каким-то сверхъестественным причинам сей документ в сессионный зал за полгода так и не попал. Глава фракции Блока Петра Порошенко Александр Третьяков решил эту мистику пресечь и пригрозил – если в ближайшее время проект закона не включат в повестку дня, БПП будет блокировать трибуну. И намекнул, что АТОшники могут собраться на Грушевского, 5 именно в этот день. Сработало – включили.

Сами военнослужащие (специально опрошенные нашими журналистами) к идее создания профильного министерства относятся со скепсисом. Естественно, единый орган, занимающийся вопросами ветеранов, не помешает. Но так ли необходимо еще целое министерство? Как бы не превратилось оно в очередной пшик или кормушку для чиновников, эдакий дубликат Минсоцполитики.

Другое дело – центры психологической реабилитации. Но одного красивого названия, по словам АТОшников, для их работы мало. Нужна профессиональная программа и специалисты, которые будут работать с военными квалифицировано. Ведь сейчас как происходит – дают участникам боевых действий (УБД) путевку в санаторий. А там – развлекайся, как хочешь. В лучшем случае люди просто бездельничают, но как правило – тупо пьют, не понимая, как по-другому снять накопившийся стресс. Конечно, существуют особо сознательные ветераны, которые пытаются самостоятельно получить качественную медицинскую помощь, скажем, от того же психоневролога. Но таких – единицы. Беда в том, что в Украине вообще отсутствует культура обращения за психологической помощью. То есть потребность существует, но нет сформированного и сознательного спроса и, как следствие – нет структурированного предложения. Более того, сформировалось общественное мнение, что в обращении к психологу есть что-то постыдное, что ли.

Откровенно удивляет в этом вопросе равнодушная позиция некоторых министерств, особенно – охраны здоровья. Минздрав вообще не участвует в решении описанных проблем, хотя и обещал. Вероятно, шибко заняты реформой. От главной реформистки ведомства - Супрун – так вообще ни слова. Похоже, ее задача – не улучшение здоровья нации, а целенаправленное сокращение численности украинцев.

Но самое печальное и обидное в данной ситуации, что этими вопросами не хочет заниматься и Министерство обороны. Видимо, ведомство действует по принципу «поматросил и бросил». А ведь давно стоит чётко усвоить - бывших военных не бывает. И заниматься их проблемами, в первую очередь, обязано профильное ведомство - Министерство обороны со своей системой военных комиссариатов. Именно военкомы должны отвечать за возможности реабилитации бывших военнослужащих до тех пор, пока те не адаптируются и окончательно не станут гражданскими. Отвечать по сути и по факту - за каждое самоубийство, за каждую разбитую семью. Тогда и Министерство по делам ветеранов будет осмысленно. Ему надлежит стать посредником между главными ведомствами, занимающимися ветеранами войны. Вы не поверите - их аж семь. Есть, где посредничать. Но без четкого сотрудничества с Министерством обороны и создания при военкоматах представительств Министерства по делам ветеранов ничего не выйдет. Может получится еще одно мертворожденное ведомство...

Будем надеяться, что очередной скандал пойдёт на пользу и оздоровит обстановку в этом тихом омуте реабилитации бывших и нынешних военных, который ещё чуть-чуть и станет ящиком Пандоры.

Кстати, вот тут бы и пригодился Украине опыт других стран, прошедших нечто подобное, приобрётших соответствующий опыт и давно выработавших действенные схемы решения описанных проблем. Таких, как, скажем, Израиль, который много лет не просто живет, но при этом еще и успешно развивается в условиях перманентной войны. Собственно, израильтяне готовы делиться своим опытом и наработками. Но нужно ли это украинскому правительству – вопрос.

О необходимости профессиональной психологической реабилитации людей, побывавших в зоне военных действий, я лично уже говорю с 2014 года. Не только говорю! При нашей поддержке было создано несколько реабилитационных центров (изотерапии), в которых проводилась психотерапевтическая работа с помощью изобразительного искусства. К сожалению, эти центры местные власти далее не профинансировали, и они постепенно сошли на нет. Осталось только пару мелких структур, которые я по собственной инициативе поддерживаю, как могу, до сих пор.

Парламент все же проголосовал «за» Министерство по делам ветеранов и поручил Кабмину создать центральный орган исполнительной власти для обеспечения формирования и реализации государственной политики в сфере социальной защиты ветеранов войны. Хочется верить, что украинским чиновникам таки хватит политической воли и здравого смысла, чтобы на время отвлечься от предвыборного пиара, и вплотную заняться вопросом квалифицированной помощи участникам АТО. Не просто создать, а квалифицированно запустить в работу Министерство по вопросам ветеранов, открыть центры психологической реабилитации, заставить трудиться Минздрав и Минобороны. Тогда, возможно, они еще успеют обезвредить «мину замедленного действия» в искалеченных войной головах участников боевых действий и, даст Бог, она не рванет.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: ветераны,прокуратура,Кабмин Украины,министерство,Матиос,АТО
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.