Есть ли жизнь «после Минска»?

18 лютого 2018, 21:55
Власник сторінки
Блогер, журналіст, письменник
0
1750
Есть ли жизнь «после Минска»?

Нас ожидает «гонкогско-финляндский» путь возвращения Донбасса в Украину? Преимущества и риски такого варианта

Несмотря на постоянное обсуждение «Минских соглашений», конкретные нормы плана мирного урегулирования конфликта на Донбассе слабо знакомы широкой публике, которая знает о «мирных инициативах» только на основании «перепевок» пропагандистов, действующих в интересах сторон конфликта.

Но если о том, что конкретно предусматривают «Минские соглашения» у нас в стране знают мало, то к чему, собственно, эти соглашения должны привести, очевидно, не представляет себе в полной мере никто.

Впрочем, иногда полезную и важную для понимания ситуации информацию можно почерпнуть даже из официальных СМИ. Конечно, если уметь их правильно читать, концентрируясь на самом главном. Например, в этом контексте интересным выглядит интервью В. Медведчука - спецпредставителя Украины в «Трёхсторонней контактной группе» в Минске, которая работает над непосредственным выполнением «Минских соглашений».

Интервью Медведчука интересно по следующим соображениям.

Во-первых, он сам последнее время усиленно избегает любой «лишней» публичности, концентрируясь преимущественно на переговорном процессе. Следовательно, если он решил пообщаться с журналистами и нашел на это время, то это должно иметь какие-то серьезные причины.

Во-вторых, Медведчук – единственный, кто имеет представление о настроениях как украинской, так и российской политической элиты, поскольку последние годы выполняет роль «главного переговорщика» между Киевом и Москвой, между Киевом и самопровозглашенными республиками на Донбассе. Следовательно, он имеет доступ к информации «из первых рук».

Наконец, Медведчук имеет опыт, как заставить работать «Минские соглашения». В частности, именно он смог «запустить» пункт мирного плана об обмене пленных, результатом чего стало освобождение сотен людей за последние годы.

С 2014 года он занимается вопросом освобождения людей, за это время удалось организовать освобождение 479 граждан Украины. Последний громкий случай - масштабное освобождение пленных 27 декабря 2017 года, когда официальный Киев освободил 306 человек, а непризнанные республики – 74. Поэтому Медведчук является одним из немногих украинских политиков, кто действительно ориентируется в ситуации на Востоке, и знает, о чем говорит. А потому его мнение не может не быть интересным в контексте реализации «Минских соглашений».

Само интервью переполнено различной информации и носит очень «личный» характер, однако нас может интересовать то, что касается, в первую очередь, реализации «Минских соглашений», и к чему эта реализация должна привести.

 

«Возвращать не территории, а людей»

Важный момент, на который указывает сам Медведчук, и который был вынесен журналистами в заголовок – тезис о «возвращении не территорий, а людей». Фактически, в данном случае происходит оппонирование т.наз. «партии войны» в украинской власти, которая традиционно делает ставку на силовые методы возвращения контроля над Донбассом, а миллионы граждан Украины, живущих на неподконтрольных территориях, не принимает в расчет.

Очевидно, что «возвращение людей» предусматривает ряд шагов, начиная от амнистии для участников боевых действий, и заканчивая возобновлением социально-экономических связей с «отдельными районами». И, в принципе, это все логически проистекает из самой природы «мирного подхода» к урегулированию конфликта. Ведь какой смысл кому-то «мириться» с украинской властью, если эта власть хочет объявить его преступником.

Кстати, Медведчук не упустил возможность, чтобы «проехаться» по принятому недавно в украинском парламенте «реинтеграционному закону», который, фактически, исключает возможности для поэтапного восстановления связей с ОРДЛО. Любопытно, что президент П. Порошенко, который является формальным автором данного законопроекта, не спешит его подписывать. Очевидно, он также признает справедливость подобных аргументов. Особенно в контексте активизировавшихся разговоров о введении миротворцев на Донбасс и начале выполнения «Минских соглашений» в полном объеме.

 

Федерализация и нейтралитет

Наметил Медведчук и краткий «синопсис» внешнеполитических и внутриполитических преобразований, которые, очевидно, должны способствовать успешной реализации «мирных соглашений».

В частности, он в очередной раз подтвердил собственную преданность идеям федерализма Украины. Оппозиционный политик аргументирует, что федерализм должен помочь сбалансировать интересы различных регионов (от экономических и до исторических предпочтений), чтобы нивелировать основания для гражданского противостояния.

В плане внешней политики он подчеркнул необходимость восстановления отношений с Россией, что важно, в первую очередь, для возрождения украинской экономики. Также, очевидно, восстановление отношений с Россией должно сыграть свою роль в вопросе мирного урегулирования конфликта на Донбассе.

Фактически, речь в данном случае идет о своеобразном соединении нескольких сценариев урегулирования конфликтов. Этот путь можно условно назвать «гонконгско-финляндским». Так же, как и в случае мирной реинтеграции Гонконга в состав КНР несколько десятилетий назад, предлагается объединить страну при помощи признания экономической, исторической и культурной специфики регионов. Для Китая все это выразилось в знаменитый лозунг «Одна страна – две системы». В сфере же внешней политики все это выражается в закреплении за Украиной нейтрального статуса, который может послужить основой для превращения страны в своеобразный «мост» между Западом и Россией. По аналогии с той ролью, которую в годы «Холодной войны» выполняла Финляндия, позиционировавшая себя как государство, которое находится между Европой и СССР

 

Политическая основа преобразований

Кстати, в этом контексте любопытными выглядят инициативы по мирному урегулированию на Донбассе, которые озвучивались во время последней международной конференции в Мюнхене. В частности, во время обсуждения т.наз. «Доклада Расмуссена» (по имени автора – бывшего Генсека НАТО А. фон Расмуссена), который предлагает конкретный алгоритм введения миротворцев на территорию ОРДЛО для обеспечения выполнения «Минских соглашений». А именно: введение сил стран, которые не входят в НАТО, участие вместе с военными полицейских сил, выполнение политических условий Минска как отправная точка для введения миротворцев.

В конечном счете, речь о том, чтобы создать на 2019 год при поддержке международных миротворцев условия для поведения выборов на территории ОРДЛО. Причем, речь в данном случае идет не просто о предусмотренных в «Минских соглашениях» местных выборах, а об участии граждан, проживающих на этих территориях, во всеукраинских выборах в Верховную Раду, что, очевидно, существенно повлияет на электоральные результаты.

И, похоже, «партия мира» имеет серьезные намерения быть готовыми к подобному развитию событий. Очевидно, что проведение выборов на всей территории Украины будет наилучшей гарантией для реализации мирных инициатив в полном объеме.

Итак, если подытожить все сказанное выше, то складывается впечатление, что план развития Украины «после Минска» существует, и есть люди, которые его прекрасно представляют, хотя и не всегда озвучивают его в полном объеме. Очевидно, что это развитие будет означать корректирование геополитического курса и существенные изменения в политических элитах. Впрочем, последнее уже сейчас выглядит «назревшим» и крайне злободневным.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: Мюнхен,Андерс Фог Расмуссен,Минск,Мюнхенская конференция
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.