Традиционно некоторые праздники нашей Церкви имеют свои особенности. Речь идет не только об литургических отличиях, но о таких особенностях, которые прочно ассоциируются с тем, или иным праздником
Так, на Пасху освящают куличи, на Преображение – яблоки, на Вербное воскресение – вербу, а на Богоявление – воду.
А еще в праздник Богоявления принято купаться в проруби. И для многих из тех, кто считает себя христианином, именно эти особенности, к сожалению, значат больше, чем само Событие.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что отношение к данной особенности Праздника очень разное. Например, некоторые считают, что купаться обязательно, потому что это служит доказательством веры. Другие, наоборот, говорят, что купаться не стоит, потому что это совершенно не нужно. Третьи купаются, потому что уверены, что так надо. Четвертые – потому что считают, что купание омывает грехи. Еще для одних Богоявление без купания вообще теряет свой смысл.
Конечно, в смысловом отношении купание или отсутствие такового ничего добавить или отнять от Праздника не может. Так же, как не может и очистить душу от грехов: для этого есть исповедь.
Кроме того, нужно понимать, что купание в проруби не является доказательством веры в Бога. Поскольку, по словам апостола Иакова, «вера без дел мертва есть». Естественно, под «делами» апостол понимает проявление милосердия по отношению к ближнему и любви по отношению к Богу, а не купание в проруби.
Более того, традиция купания в проруби даже исторически древней считаться не может. Дело в том, что возникла она в Греции, и связана была с тем, что крест, который священник бросал в море, нужно было оттуда достать. Не из проруби, а из моря. У нас же крест обычно не бросают в прорубь, а опускают. Поэтому в прорубь прыгали отдельные смельчаки не для того, чтобы достать крест, а для того, чтобы показать свою удаль.
Единственное, чем можно оправдать стремление окунуться в проруби – это благочестивое желание искупаться в только что освященной воде для укрепления своей (подчеркиваю) веры. Не для доказательства, а для укрепления!
Нельзя не заметить еще одну деталь. Так, несколько лет назад, никто из представителей Церкви не высказывался против купания на Богоявление. Причина этого заключается в том, что несколько лет назад купание не превращали в шоу с выпивкой и шашлыками. Сегодня же место возле Богоявленской купели превращается в подобие стихийного то ли ресторана, то ли еще чего-то. Люди забывают не только о том, ради чего они пришли на «Иордан», но и об элементарных правилах приличия.
Поэтому, когда мы говорим о Празднике Богоявления, то давайте вспоминать Крещение Господне. Давайте вспомним, что Он ради нас принял его, что через Свое погружение в воды Иордана Господь взял на Себя грехи всего мира и освятил эти воды. Давайте вспомним и о том, что мы когда-то тоже были крещены. Вспомним, что во время этого Таинства, лично или через своих восприемников, заявляли, что «отрицаемся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его».
Вспомним, что все мы - «во Христа кретившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). И только в Нем и с Ним наше спасение!
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.