Методика OSINT: как установить истину в вопросе обмена пленными

09 липня 2017, 22:54
Власник сторінки
Политический эксперт
2

Вокруг переговоров в Минске и обмена пленными, в частности, возникает все больше дезинформации и мифов. Становится все сложнее разобраться в сути происходящего. Что же попытаемся немного разобраться

OSINT - Open source intelligence (англ.) – разведка по открытым данным. Предлагаю с помощью методики OSINT определить, что на самом деле происходит и какие подвижки есть по такому болезненному вопросу как обмен пленными.

Обмен и верификация

Напомню, что п. 6 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» предусматривает освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Таким образом, около 600 сторонников ДНР и ЛНР нужно обменять на всех пленных солдат ВСУ и других военных подразделений.

На практике официальный Киев и самопровозглашенные республики столкнулись с тем, что для обмена пленными и удерживаемыми лицами нужна т.н. верификация. Дело в том, что ряд сторонников ДНР и ЛНР, которые сидят в украинских тюрьмах и СИЗО, заявили, что не желают, чтобы официальный Киев отправлял их на Донбасс в рамках обмена. Именно для того, чтобы точно определить, кого включать в список на обмен, а кого вычеркивать, и понадобилась верификация.

Официальный Киев действительно пошел на этот шаг:

- была сформирована спецгруппа, куда вошли представители Украины (СБУ, Уполномоченного по правам человека), международные организации (ОБСЕ) и родственники тех, кто находится в СИЗО и в тюрьмах на украинской территории;

- данная группа посетила пенитенциарные учреждения, где содержатся сторонники самопровозглашённых республик.

Более того, если верить заявлениям Ирины Геращенко (представитель Украины в гуманитарной подгруппе в Минске), то еще в мае процесс верификации был завершен. Причем, по словам Геращенко, верификация была завершена как минимум трижды:

1.     «Закінчилася верифікація тих осіб, що здійснили злочини проти України, але яких можна, згідно законодавства, помилувати, заради звільнення українців, що іх незаконно утримують на окупованих територія» (12 мая 2017 г., Facebook Ирины Геращенко);

2.     Затем последовало аналогичное сообщение: «Українська сторона завершила процедуру верифікаціі осіб, яких можна помилувати заради звільнення заручників, але які відмовляються переміщатися в ОРДЛО» (16 мая 2017 г., Facebook Ирины Геращенко);

3.      «З Обмудсменом В. Лутковською і керівником центру зі звільнення заручників Ю. Кочановим обговорили питання списків заручників, за звільнення яких бореться українська сторона і підбили підсумки проведеної верифікаціі» (18 мая 2017 г., Facebook Ирины Геращенко).

Что ж, давайте проверим, так ли это? 

OSINT в помощь

Оказывается, чтобы разобраться в вопросе, просто читать новостные ленты недостаточно. Необходимо применять специальные методы вроде разведки по открытым источникам (OSINT), которая включает в себя поиск, выбор и сбор разведывательной информации, полученной из общедоступных источников, а также последующий анализ.

Понятно, что в ходе анализа приоритет стоит отдавать заявлениям непосредственных участников Минской контактной группы. А слова экспертов, политиков и других спикеров, которые активно комментируют, но на деле не связаны с вопросом обмена пленных, могут использоваться только как вспомогательная информация.

Итак, самые важные позиции по теме обмена пленными, как того требует пункт №6 Минских соглашений:

1.     Представитель ДНР в гуманитарной подгруппе по обмену пленными Дарья Морозова заявила, что официальный Киев намерено намеренно создает препятствия и выдумывает каждый раз новые отговорки, дабы не проводить верификацию <…>.

Вторит ей и ее коллега Ольга Кобцева (представитель ЛНР в гуманитарной подгруппе), которая обвинила украинскую сторону фактически в срыве работы по обмену пленными.

Допустим, что так и есть. Но представители «республик» - лица заинтересованные. А что говорят другие участники переговорного процесса?

2.     Уже 24 мая сама Ирина Геращенко сообщила, что самопровозглашенные республики выразили готовность вести переговоры только с Виктором Медведчуком (спецпредставитель Украины по вопросам гуманитарного характера в Минской контактной группе). А вот сам Медведчук заявил, что процесс верификации НЕ закончен, потому что часть лиц, которые разыскивались ОРДО и ОРЛО и чье местонахождение на территории Украины установлено, не подтвердили свой отказ от перемещения с территории Украины на территории ОРДО и ОРЛО. Таким образом, нельзя перейти к следующему этапу – составлению окончательных списков.

3.     Далее, 7 июня ТАСС со ссылкой на полпреда РФ на минских переговорах Бориса Грызлова сообщил, что Контактная группа по Украине приблизилась к решению проблемы освобождения пленных. Так, российский представитель сообщил, что последние переговоры дают основания надеяться, что в ближайшее время БУДЕТ завершена верификация удерживаемых сторонами конфликта лиц.

Есть разница между законченным действием и действием в процессе?

4.     Наконец, показательно, что представитель ОБСЕ Мартин Сайдик тоже высказался в том ключе, что верификация не закончена. Уже после третьего заявления Ирины Геращенко об окончании верификации Мартин Сайдик заявил: «<…> мы ПРИБЛИЗИЛИСЬ, я это могу сказать с гордостью, к завершению процесса верификации».

Верификация закончена. Что дальше?

Итак, с помощью методики OSINT (разведки по открытым данным) можно сделать следующие выводы:

- обмен пленными фактически заблокирован с сентября 2016 г. (тогда Медведчук организовал освобождение и возвращение в Украину Владимира Жемчугова и Юрия Супруна);

- несмотря на 3 заявления Ирины Геращенко, процесс верификации в мае так и не был завершен. Об этом прямым текстом говорили и представители самопровозглашенных республик, и представитель ОБСЕ Мартин Сайдик;

- в составе подгруппы по гуманитарным вопросам есть конфликт. По сути, «партия войны», манипулируя данными о ходе переговоров, пытается спровоцировать представителей самопровозглашенных республик на конфликт в публичной плоскости. Ведь пока идет процесс обмена колкостями через информационные агентства – переговорный процесс стоит.

И наоборот, 21 июня спецпредставитель Украины Виктор Медведчук подвел черту под работой по верификации списков. Показательно, что все остальные участники Минской контактной группы не просто согласились с его словами, а также выстроили свою публичную позицию, восприняв заявление Медведчука как истину в последней инстанции.

«На сегодняшний день есть этап, который мы завершили. Это так называемая верификация. Есть люди, а их несколько сотен человек, которых разыскивают ДНР и ЛНР на территории Украины, и в отношении которых сделана заявка на освобождение, но они не хотят возвращаться на неподконтрольную Украине территорию. Так вот, мы закончили опрос тех людей, нужно было сделать так, чтобы эти опросы были доказательствами для Луганска и Донецка, что эти люди действительно не хотят возвращаться», - пояснил спецпредставитель Украины по вопросам гуманитарного характера в Минске.

Дело в том, что обмен пленными на самом деле намного важнее, чем об этом принято говорить. Если переговорный процесс пойдет далее, то это будет означать поражение «ястребов», которые создали для себя с помощью украинских СМИ комфортную параллельную реальность. В этой «реальности» можно все происходящие негативы списывать на войну: бюджетные деньги, ограничение свободы слова, убийства журналистов и многие другие вещи.

А вот логическое завершение работы Трехсторонней контактной подгруппы по обмену пленными может стать крахом милитаристов и сигналом для мирового сообщества. Действительно, возникает вопрос: если Украина в состоянии выполнять взятые на себя обязательства согласно пункту 6 Минских соглашений – почему украинские власти не выполняют другие свои обязательства? А ведь конец войне на Донбассе - это крах для «партии войны», потому что придется отвечать за содеянное.

 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: донбасс,ОБСЕ,Ирина Геращенко,Виктор Медведчук,валерия лутковская,переговоры в Минске,обмен пленными,режим тишины на Донбассе
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.